Архив
Зауреш Дощанова,
директор Павлодарского экономического
колледжа Казпотребсоюза
Представители системы образования — крайне редкие гости на президентском конкурсе социальной ответственности. Но «Парыз-2017» стал приятным исключением. Впервые в истории конкурса высочайшей наградой было удостоено учреждение технического и профессионального образования. В номинации «Лучший коллективный договор» золотая статуэтка была вручена УО «Павлодарский экономический колледж Казпотребсоюза». Колледж достиг успехов в системе ТиПО благодаря учредителю ОЮЛ «Союз потребительской кооперации Республики Казахстан (Казпотребсоюз) под председательством господина Ашляева Х.С., который направляет, осуществляет общее руководство по внедрению инновационных технологий, и улучшению материально-технической базы. Высокий и заслуженный приз получила директор колледжа Зауреш Дощанова. Именно благодаря ее опыту, профессионализму и беззаветной преданности педагогическому делу колледж достиг таких впечатляющих результатов.
Представители системы образования — крайне редкие гости на президентском конкурсе социальной ответственности. Но «Парыз-2017» стал приятным исключением. Впервые в истории конкурса высочайшей награды было удостоено учреждение технического и профессионального образования. В номинации «Лучший коллективный договор» золотая статуэтка была вручена УО «Павлодарский экономический колледж Казпотребсоюза». Колледж достиг успехов в системе ТиПО благодаря учредителю — ОЮЛ «Союз потребительской кооперации Республики Казахстан (Казпотребсоюз)» под председательством господина Ашляева Х. С., который направляет, осуществляет общее руководство по внедрению инновационных технологий и улучшению материально-технической базы. Высокий и заслуженный приз получила директор колледжа Зауреш Дощанова. Именно благодаря ее опыту, профессионализму и беззаветной преданности педагогическому делу колледж достиг таких впечатляющих результатов.
На церемонии награждения победителей президентского конкурса по социальной ответственности произошел один интересный эпизод. Когда всех лауреатов пригласили на сцену для общего снимка с Президентом, Зауреш Дощанова скромно заняла место с краю. Однако Нурсултан Назарбаев пригласил Зауреш Аменовну встать рядом с собой.
«Во время и после награждения мне не только говорили простое «Поздравляем!», но и звучало много теплых слов в адрес колледжа. Подчеркивали, что наш опыт по внедрению современных технологий в обучающий процесс достоин распространения во всей системе средне-технического образования. И выражали надежду увидеть представителя колледжа и в следующем году, как лауреата конкурса уже в других номинациях. Такие пожелания вдохновляют весь наш коллектив на новые педагогические достижения», — сказала Зауреш Дощанова.
Можно ли назвать подвигом отслеживание и внедрение в отдельно взятом учебном заведении передовых педагогических идей, опыта и технологий? Стимуляцию развития и творческого роста каждого члена коллектива преподавателей? Подготовку и выпуск квалифицированных, конкурентоспособных специалистов? Скорее всего, нет. Это просто качественное выполнение своих профессиональных обязанностей всеми сотрудниками колледжа. И именно такой подход — преданность своему делу — дает свои плоды.
Только с начала 2017–2018 учебного года преподаватели и студенты колледжа стали обладателями множества наград на различных международных и республиканских конкурсах и олимпиадах. Так, на международном дистанционном конкурсе «Старт» студенты колледжа отмечены дипломами всех степеней, на всероссийской олимпиаде «Мир олимпиад» — завоевали дипломы первой степени по русскому языку и по литературе, а на всеказахстанской дистанционной олимпиаде по русскому языку в копилку колледжа добавился 21(!) диплом первой степени. Международная олимпиада «Солнечный свет» по дисциплине «Обществознание» принесла еще 9 первых мест и 5 вторых, Международная олимпиада по английскому языку — 7 дипломов первой степени, 4 диплома второй и 1 диплом третьей степеней, Всероссийская олимпиада по юридическим дисциплинам — 7 дипломов первой степени, республиканская онлайн-олимпиада «Основы права» — 2 диплома третьей и 1 второй степеней, республиканский конкурс «ЭКСПО-2017» — диплом 1 степени. Были победы и на областном конкурсе «ИКТ в образовании». Также команды колледжа показали хорошие результаты в различных спортивных состязаниях. Чемпионы соревнований по военно-прикладным видам спорта «ҚЫРАН-2017», «АЙБЫН-2017» принесли в копилку достижений колледжа дополнительно два золотых кубка. За участие в мероприятиях, проводимых в рамках программы «Рухани жаңғыру», есть благодарственные письма.
От студентов не отставали и преподаватели. На свой счет педагогический коллектив в 2017–2018 учебном году записал призовые места на международных конкурсах «Педагогический талант», «Солнечный свет» и «Умната», на республиканских конкурсах «Секреты профессионализма» и «Педагогический марафон». Кроме того, в конкурсе «Молодой педагог» два представителя колледжа были удостоены дипломов первой степени, и один — третьей. Почетными грамотами МОН РК награждены директор колледжа Дощанова З. А. и методист Акжолова С. Б. Ну и, наконец, главная победа 2017 года — золотой «Парыз».
«Победа в президентском конкурсе является самой важной для нашего коллектива. Что касается остальных достижений, то в них нет ничего неординарного. Победы на международных и республиканских олимпиадах и конкурсах стали для нас уже традиционными, — улыбается Зауреш Аменовна. — С первого дня нашей работы и вот на протяжении уже 18 лет мы ориентированы на развитие профессиональных и творческих способностей, готовности к дальнейшему обучению и самореализации студентов в современном обществе. И, как видите, такой подход к педагогике дает положительные результаты, которые подтверждаются из года в год», — подчеркнула она.
Директор Павлодарского экономического колледжа Казпотребсоюза считает, что для специально-технического и профессионального образования в Казахстане очень важно не только идти в ногу с мировыми образовательными инновациями, но и работать в тесном сотрудничестве с потребителями и работодателями, что требует формирования и неукоснительного следования соответствующей стратегии. В ПЭКК основным элементом такой стратегии является, казалось бы, обычное анкетирование абитуриентов, обучающихся и их родителей, преподавательского состава, выпускников и руководителей действующих в регионе предприятий.
«Анкетирование, которое на постоянной основе проводит наш отдел маркетинга, является очень мощным инструментом для понимания требований образовательного рынка, — делится Зауреш Аменовна. — Анализ результатов показывает, что ожидания потребителей меняются. Если еще два года назад основным фактором при выборе учебного заведения был его имидж, при этом стоимость обучения играла второстепенную роль, то в 2017 году мы увидели, что на первое место вышли требования к качеству образования. А имидж отошел на задний план, уступив место стоимости получения образовательной услуги. То есть молодежь Казахстана хочет получать качественные знания за адекватные деньги. И это дает пищу для размышления о месте колледжей в сфере подготовки специалистов на ближайшие годы».
По словам директора ПЭКК, результаты анкетирования всех заинтересованных сторон позволяют выявить слабые места в образовательном процессе. Замечания и предложения обсуждаются, анализируются и в дальнейшем находят свое отражение при формировании новых политики и целей в области качества, рабочих учебных планов, при разработке учебно-методической документации, в совершенствовании системы менеджмента качества с интеграцией в нее всех подсистем структурных подразделений колледжа. Это позволяет усилить фундаментальную подготовку кадров в соответствии с современным продвижением науки, техники и технологий, обновить спектр специальностей с учетом потребностей региона и роста производства, развивать дистанционные технологии.
«Последнее анкетирование работодателей показало, что их пожелания и требования к выпускникам не меняются из года в год. На первом месте неизменно остается уровень практической подготовки, а затем теоретической, — говорит Зауреш Аменовна. — В принципе, результаты последнего опроса нас радуют. Так, уровень теоретической подготовки наших выпускников удовлетворяет 93% респондентов; уровень практической подготовки — 85%, уровень компьютерной подготовки — 92%. Но наших педагогов устроит только 100%, поэтому есть еще над чем работать, как минимум будем совершенствовать какие-то элементы нашей дуальной системы», — подчеркнула директор колледжа.
Сотрудничество с работодателями города и области — социальными партерами колледжа, занимает в стратегии ПЭКК особое место.
Заключено более 200 соглашений, согласно которым учащиеся колледжа проходят на предприятиях региона производственную практику, зачастую оплачиваемую. Представители социальных парт-
неров участвуют в государственной аттестации выпускников колледжа в составе Государственных экзаменационных комиссий. Кроме того, практикуется ежегодная стажировка не только учащихся, но и преподавателей на предприятиях социальных партнеров, что, как отмечает Зауреш Аменовна, является основной задачей для разработки интегрированной программы дуального обучения.
Несмотря на то, что современная молодежь не склонна делать ставку на средне-специальное и техническое образование, недостатка в абитуриентах колледж явно не испытывает. И это во многом благодаря не усиленной работе среди старшеклассников региона, а скорее заработанной за годы деятельности репутации. В колледже созданы все условия для получения образования, практических знаний, много внимания уделяется внеурочной занятости студентов. При колледже активно работают спортивные секции, творческие кружки и общества по интересам. Кроме того, что наверно важнее, у ПЭКК практически максимальный процент трудоустройства выпускников. Ведь колледж готовит специалистов, дефицит которых испытывает рынок, и в отраслях, востребованных современной экономикой. Это вычислительная техника и программное обеспечение, информационные системы, маркетинг, учет и аудит и, конечно, всегда востребованные правоведение и финансы.
Педагогический коллектив проводит большую работу по сохранению контингента — дополнительные групповые, индивидуальные занятия, разнообразные формы работы с родителями учащихся. Внедренная в учебном заведении система менеджмента качества находится под жестким контролем, для каждого процесса установлены критерии оценки его результативности и предусмотрена деятельность по улучшению. Это позволяет поддерживать на высоком уровне не только качество образования, но и степень удовлетворенности учащихся созданной в колледже доверительной и комфортной атмосферой.
Еще одной немаловажной причиной популярности колледжа является следующий факт — ПЭКК принимает активнейшее участие в судьбе своих выпускников. Здесь сформирована электронная база выпускников, в которой отражена их трудовая деятельность после окончания колледжа.
Поддерживая профессиональный рост своих воспитанников, коллектив ПЭКК постоянно проводит маркетинговые исследования, изучает рынок труда, осуществляет поиск и устанавливает деловые связи с потенциальными работодателями и кадровыми агентствами, организует ярмарки вакансий и т. д., в общем, Павлодарский экономический колледж Казпотребсоюза своих выпускников не бросает.
«Если перефразировать Экзюпери, то можно сказать — мы в ответе за тех, кого обучили, и по-другому быть не может, — говорит Зауреш Аменовна. — Принимая абитуриента, мы берем ответственность не только за качество знаний, которые он у нас получит. Мы также обязаны всесторонне подготовить его к суровым реальностям взрослого мира, который ждет его за стенами нашего колледжа. Мы несем ответственность за его трудоустройство, за его дальнейшую судьбу как специалиста. Наш колледж — это одна большая семья, и нам важно, чтобы все наши дети нашли и заняли достойное место в этой жизни».