Архив
Особенностью отечественного рынка труда является то, что на фоне сегодняшнего уровня безработицы мы все же имеем достаточно большое количество не заполненных рабочих мест.
Работодатели испытывают трудности, связанные с отсутствием подготовленных специалистов для работы на различных предприятиях и организациях.
Выпускники учреждений профессионального образования, в свою очередь, тоже испытывают трудности с трудоустройством, а ученикам 9-х и 11-х классов весьма проблематично определиться с выбором профессии.
В связи с дефицитом квалифицированных кадров различных специальностей возникает вопрос, а тех ли специалистов готовит наша система образования, обладают ли выпускники учебных заведений Казахстана достаточными знаниями, соответствуют ли они требованиям, которые сегодня предъявляет им экономика?
Речь идет о существующей на сегодняшний день разобщенности между системой профессионального образования и рынком труда, для преодоления которой нужны совместные усилия работодателей, представителей системы образования, государственных органов и других структур, причастных к вопросам подготовки кадров для бизнеса.
В 2013 году было проведено социологическое исследование «Мониторинг востребованности профессий на рынке труда г. Алматы», одной из задач которого было провести комплексную оценку характера и степени остроты проблем, препятствующих эффективной профессиональной ориентации школьников.
В опросе приняли участие 22 директора общеобразовательных школ, 16 руководителей учреждений профессионального образования (колледжей и вузов) и 598 выпускников 9-х и 11-х классов г. Алматы.
По мнению директоров школ, выпускники девятого класса практически в равной степени ориентированы на поступление в колледжи и продолжение обучения в средней школе. Правда, желающих продолжать учиться в школе немного больше.
Среди тех, кто собирается поступать в колледжи после окончания 9-го класса, преобладающий выбор – получение квалификации специалиста среднего звена.
На получение рабочей профессии ориентирован очень небольшой процент выпускников, поступающих в колледжи после окончания 9-го класса.
Представленные данные содержат следующие результаты сравнительного анализа.
Большинство участников опроса не имеют никаких связей со сферой бизнеса. У тех, кто эти связи имеет, на сегодняшний день лучше всего обстоят дела с совместным проведением профориентационной работы.
Абсолютное большинство участников опроса заинтересованы в услугах учебных заведений, готовящих специалистов среднего звена и рабочих профессий. И совсем небольшой процент участников опроса заинтересован в услугах центра занятости.
Подводя итог, можно сформулировать основные проблемы, препятствующие эффективной профессиональной ориентации школьников.
1. Самая главная проблема заключается в том, что содержание профориентационной работы, которая проводится в школах с педагогическими кадрами, родителями и учащимися, не оказывает существенной помощи учащимся в разумном выборе профессий.
Это следует из того, что не является обязательным проведение для педагогов методических семинаров по теории и практике профориентационной работы, а также анализ результатов профориентации.
Явно недостаточное внимание уделяется информированию родителей о востребованности профессий в городе, а также подготовке рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.
Наиболее распространенные формы профориентационной работы с учащимися имеют, как правило, разовый и преимущественно информационный характер. И, напротив, совершенно недостаточное внимание уделяется активным формам профориентации.
2. В общеобразовательных школах слабо реализуются возможности социального партнерства со сферой бизнеса и государственными структурами, по роду своей деятельности включенными в процесс подготовки кадров и трудоустройство выпускников.
Это следует из того, что большинство средних школ не имеют никаких связей со сферой бизнеса.
О степени эффективности взаимодействия с центрами занятости свидетельствует то, что только 10% участников опроса проявили заинтересованность в их услугах. Следует также отметить, что управление образования в качестве организации, оказывающей содействие школам, вообще не называется.
3. Абсолютное большинство средних школ активно взаимодействуют с колледжами и удовлетворены совместным проведением профориентационной работы. Проблемой является то, что школам явно не хватает консультаций по совершенствованию профориентационной работы.
4. Руководители учебных заведений ТиПО явно отдают предпочтение рекламе своих учебных заведений, а собственно профориентационной работе уделяют недостаточно внимания.
1. Если кратко сформулировать требования к содержанию эффективной системы профориентации, то она должна быть практичной и реалистичной.
Для того чтобы соответствовать этим требованиям, система профориентации должна ознакомить учащихся и их родителей с основными профессиями и специальностями. Дать сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста.
Такая система профориентации может быть реализована только совместными усилиями представителей системы образования, работодателей, государственных органов и других структур, причастных к вопросам подготовки кадров для бизнеса.
2. В общеобразовательных школах необходимо ввести должность завуча по профориентационной работе, который будет курировать работу в этой сфере как в самой школе с педагогическими кадрами, родителями и учащимися, так и во взаимоотношениях с социальными партнерами.
Для учащихся старших классов необходимо ввести специальный курс по профориентации. Этот курс целесообразно вводить для учащихся 8–9-х классов, так как, по нашим данным, практически половина выпускников девятого класса ориентирована на поступление в колледжи.
Поскольку решение, кем быть, наряду с интересом к содержанию труда выбранной профессии определяется для выпускников 9-го класса, как правило, родителями и их материальными возможностями, с ними также необходимо проводить систематическую профориентационную работу.
3. В государственных органах, причастных к вопросам подготовки кадров для бизнеса, в качестве отдельного направления деятельности целесообразно выделить профориентационную работу.
4. Учреждениям ТиПО, которые явно отдают предпочтение рекламе своих учебных заведений, уделять больше внимания собственно профориентационной работе.
5. Для того чтобы реализовать эти рекомендации, необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу.