Алтын Сапа
Мадина Баймамбетова, «Жаңаөзен сүт зауыты» ЖШС коммерциялық директоры
Жоғары технологиялық жабдықты пайдалана отырып, әлеуметтік маңызы зор, сапалы, денсаулыққа пайдалы өнімнің 30-дан астам түрін шығарып, еліміздің азық-түлік қауіпсіздігін қамтамасыз етуге лайықты үлес қосып келе жатқан «Жаңаөзен сүт зауыты» ЖШС «Үздік» республикалық байқау-көрмесінің жеңімпазы атанды. Қазақстан өнімі – 2023». Бұл Маңғыстау облысындағы сиыр және түйе сүтін өндіру және өңдеу бойынша ірі кәсіпорындардың бірі үшін бірінші жоғары марапат емес. Зауыт ерлі-зайыптылар – Молдақадыров Баймәмбет Әлімбетов пен Жақаева Сәуле Бердіханқызының бастамасымен құрылса, соңғы жылдары кәсіпорын басшылығына құрылтайшылардың қызы Мәдина Баймамбетова келген кезде кәсіпорын қайта түлеу үстінде. Оның жаңаша көзқарасы, өзіне деген сенімділігі, салауатты амбициясы және дамуға ден қоюы өндіріске жаңа серпін берді. Мадинаның бастамасымен Familk бренді кеңірек тұтынушыларды қамту, зауыт өнімдері мен брендингінің танымалдылығын арттыру үшін жасалды. Дәл осы мақсатта ашытылған сүт өнімдерінің желісі бойынша «Балдай құрт» құрт сусыны, шоколадтағы құрт сияқты жаңа өнімдерді шығару технологиясы әзірленіп, көженің өзіндік рецепті патенттелді.
Жаңаөзен сүт зауытының коммерциялық директоры Баймамбетова Мадина Баймамбетовна жүріп өткен жол және отбасылық кәсіпорынның табысты факторлары туралы әңгімелейді.
Біздің компанияны сенімді түрде отбасылық бизнес деп атауға болады, мен онда жұмыс істегеніме өте қуаныштымын. Біздің ата-анамыз өз ісінің нағыз кәсіби мамандары. Кезінде қиындықтардан қорықпай, әрқашан өзекті болып қала беретін саланы таңдап, өңірдің тиімді тұстарын пайдалана отырып, өндірісті өзіндік шикізат – түйе сүтімен қамтамасыз етіп, қызмет аясын кеңейтті. Ата-анамның іскерлігі, әлеуетімді барынша арттыруға мүмкіндік беретін отбасылық бизнестің пішімінің өзі мамандық таңдауымды айқындады. Мен бакалавр дәрежесін бітірдім және Дубайдағы Synergy University (БАӘ) MBA дәрежесін алдым, Дубайда бірнеше жыл жұмыс істедім, онда мен баға жетпес басқару тәжірибесін алдым және ол жерде біздікімен бір бейіндегі кәсіпорындардың қалай жұмыс істейтінін көрдім. Бір кезде менде бала күнгі арманымды жүзеге асыру үшін қажетті білім бар екенін түсіндім — ата-анамыз сияқты зауытта жұмыс істеу. Шетелде, Біріккен Араб Әмірліктерінде қалу немесе үйге Маңғыстау облысына оралу таңдауы туындаған кезде мен не қалайтынымды нақты білдім. Жаңаөзеннің ашытылған сүт өнімдерін дәмді және пайдалы етуді мақсат етіп қойдым! – Қазақстанның үлкен нарығына шығып, болашақта – шетелге қадам басты. Менің үйім – Қазақстан, өзімнің шағын Отанымда шығармашылықпен, жауапкершілікпен еңбек ете отырып, мен отбасыммен бірге «Қазақстан Республикасы, Жаңаөзен қаласында жасалған» деген жазудың сапа белгісіне айналуын қадағалайтын боламын. Осындай ойлармен 2022 жылы «Жаңаөзен сүт зауыты» ЖШС коммерциялық директоры болдым. Алға қойған мақсаттарымның орындалатынына сенімдімін. Біздің өскелең ұрпақ ағаларының озық тәжірибесіне сүйене отырып, әлемді кеңірек, жаһандық деңгейде көреді және өзін оның бір бөлігі ретінде сезінеді. Міне, жаңа биіктерге ұмтылу және өзіне деген сенімділік. Бүгінгі таңда отбасылық зауыт табиғи, экологиялық таза өнімдердің кең ассортиментін шығарады және бізде өсуге мүмкіндік бар.
Зауыттың тарихы сонау 1976 жылы салынған Жаңаөзен қалалық сүт зауытында сүт өнімдері өндірілген кеңестік кезеңнен басталады. 2000 жылдардың басына қарай бұрынғы кеңестік кәсіпорын ыдырап, оның негізінде 2002 жылы жеке кәсіпкер Жақаева Сәуле қазіргі жауапкершілігі шектеулі серіктестігін ұйымдастырды. Кәсіпорын толық іске қосылмас бұрын технологиялық цехтарды қайта құру, өндірістік цех пен оған іргелес ғимараттарды күрделі жөндеуден өткізу, зертханаға қажетті құрал-жабдықтарды, заманауи тоңазытқыш қондырғыларды, дайын өнімді буып-түю мен құюға арналған жабдықтарды және тағы басқаларды көбірек сатып алу қажет болды. Осы дайындық жұмыстарын жүргізу үшін өз қаражатымыз да, облыс әкімдігінің несиесі де салынды. Осылайша, бүгінде Маңғыстау өңірінде ғана емес, оның шегінен тыс жерлерде де танымал және сұранысқа ие болып отырған өнім өндірудің негізі қаланды.
Жаңартылған зауыттың шығара бастаған алғашқы өнімі қаймақ болды. Сол жылы қаймақ, айран, сүт, сүзбе өндірісі жолға қойылды. Бұл өндіріс тұтынушылар үшін әлдеқайда ыңғайлы және олардың тілектері әрқашан біздің басымдылығымыз болып табылады. Дәл осы басымдық өндірістің басынан бастап бүгінгі күнге дейін балалар мен ересектердің тамақтануының қажетті құрамдас бөлігі — пайдалы және дәмді сүт өнімдерінің ассортиментін кеңейтуге бағытталғанын түсіндіреді. Бірте-бірте йогурт сусындарын, тәтті сүзбе массасын және басқа да түрлі ашытылған сүт өнімдерін шығара бастадық. Біз әртүрлі майлы өнімдерді, әртүрлі көлемдегі қаптамаларды ұсынамыз — барлығы тұтынушыларға ыңғайлы болу үшін. Бүгінгі таңда Жаңаөзен сүт зауытының (ЖСЗ) желісінде 30-дан астам атау бар, оның ішінде Қазақстанға арналған дәстүрлі өнімдер (мысалы, Өзен ірімшігі, көже және т.б.) және біздің нарықта салыстырмалы түрде жаңалары (түрік айран, биокефир).
Дәстүрге беріктік
2023 жылғы «Үздік азық-түлік өнімдері» байқауына тек дәстүрге ғана емес, заманауи білімге негізделген ұлттық ашытылған сүт сусыны «Көже» ұсынылды. Тұтынушылардың да, республикалық байқаудың қазылар алқасының да бағасын алған бұл өнімнің құрамында қалпына келтірілген сиыр сүтінен алынған айран, сондай-ақ бидай мен жүгері ұнтағы бар. Бұл бірегей сусын шөлді және аштықты басады, микроэлементтердің жетіспеушілігін толтырады және ас қорыту және жүрек-тамыр жүйелеріне пайдалы әсер етеді. Біздің көже дайындау әдісін Ұлттық зияткерлік меншік институты патенттеген, сондай-ақ сиыр сүтінен тағы бір ашытылған сүт сусыны – «Шалап» дайындау әдісі де бар.
Зауыт тек сиыр сүтін ғана өңдемейді. 2006 жылы түйе табын алып, түйе шаруашылығын құрып, содан бері қазақтың ұлттық ашытылған сүт сусыны – шұбатты сау, шипалы өнім шығарып келеміз. Шұбат негізінде зауыт патенттелген «Маңғыстау» сусынын шығарады. Балқаймақ «Аруана» мен құрт бір түйе сүтінен өндіріледі. Біздің балқаймақ Алматыда өткен көрмеде бірінші орын алды.
Қазақстанның әртүрлі аймақтарында құрт әр түрлі жануарлардың: қой, сиыр, бие сүтінен дайындалса, мұнда еліміздің батысында дәстүрлі түрде түйе сүті пайдаланылады. Бірақ біз тек дәстүрлі формалармен шектеліп қалған жоқпыз. Келесі азық-түлік көрмесіне технологымызбен бірге «Балдай құрт» атты жаңа сусын әзірледік¬Ұзақ сапарда құрт тұтынған ата-бабаларымыз осы құрғақ өнімнен жоғары калориялы сусын жасады – солардың ізін басып, ұтылмадық. «Балдай құрт» ас қорытуға жақсы сергітеді. Жаңа өнім үшін қаптаманың дизайнын өзім әзірледім: ол күлгін түсті және басқа ашытылған сүт өнімдерінің арасында ерекше көрінеді. Айта кету керек, бұл сусын бірден өз тұтынушыларын тапты. Астанадан және басқа қалалардан тапсырыс береді, бірақ логистикада қиындықтар болғандықтан, бұл біздің келесі міндетіміз. Бұл ретте бізде тағы бір жаңа өнім пайда болды.Ол шоколадтағы құрт. Бұл нәзіктік қышқыл-тұзды және тәтті дәмді біріктіреді. Балғын, ерекше және өте дәмді! Оны сатып алушылар да бірден бағалады.
Табиғи тамақтану дәстүрлеріне адалдық біздің зауыттың барлық өнімдерінің консерванттарды қолданбай, экологиялық таза шикізаттан жасалуынан көрінеді. Шикізат пен материалдардың 90 пайызға жуығы қазақстандық өндірушілерден сатып алынады. Өнімнің сапасы сәйкестік туралы декларациямен және санитарлық-эпидемиологиялық қорытындылармен расталады. Компанияда ҚР СТ ИСО 9001-2016 сапа менеджменті жүйесі енгізілген. Әр кезеңде өндірістік санитария талаптары мен технологиялық нормалардың сақталуына қатаң бақылау жүргізіледі.
Технология туралы айтатын болсақ, COVID-19 пандемиясы және онымен байланысты шектеулер мен қиындықтар бизнеске қалай әсер еткенін атап өткен жөн. Біз карантиндік талаптарды ескере отырып, қиын жағдайда өмірлік маңызы бар өнімдерді өндіруді жалғастырдық. Осы кезеңде бизнеске деген көзқарастың өзі көп жағынан өзгерді және біздің бейімделу қабілетіміз көп көмектесті. Біз тез бейімделіп, жұмыс процестерін басқаша реттей алдық. Заманауи әдістер мен ыңғайлы технологияларды қолдана бастады. Соның нәтижесінде еңбек өнімділігі артты. Зауыттың заманауи технологиялық жабдықтары озық. Ұзақ мерзімді пастерлеу ванналары мен гомогенизаторлардан бастап үй жануарларына арналған контейнерді үрлейтін машинаға және әртүрлі өнімдерге арналған автоматты құю машиналарына дейін.
Жүрекке жол
Жаңаөзен зауытының жоғары сапалы табиғи ашытылған сүт өнімдері көптен бері сенімге ие болып, тұтынушылар арасында тұрақты сұранысқа ие. Маңғыстау облысындағы жеткізу географиясы кеңейіп, Жаңаөзен шұбатын, шалапты, көжені облыстан тыс Атырау, Астана, Алматы қалаларында да біледі және жақсы көреді. Зауыт өнімдерінің басым бөлігі қоғамдық тамақтандыру ұйымдарына және тікелей кәсіпорындарға жеткізіледі, мектепке дейінгі мекемелерде, қалалық ауруханаларда, мұнайшылар асханаларында пайдаланылады. Жаңаөзен, Ақтау қалаларындағы, Шетпе, Бейнеу ауылдарындағы ірілі-ұсақты сауда нүктелерінде де өнімдеріміз қойылған.
Маңғыстау облысында бірнеше сүт зауыттары бар, сонымен қатар Ресейден де осындай өнімдер жеткізіледі. Сондықтан біз қатты бәсекелестік жағдайында жұмыс істейміз, бізге демалуға болмайды. Біздің мақсатымыз – қолжетімді бағаның, жоғары сапа мен ерекше дизайнның ең жақсы арақатынасы арқасында тұтынушылар санын арттыру. Белгіленген жолды білу зауытта жұмыс істейтін әрбір адамға (және бізде 90-нан астам адам жұмыс істейді) өндіріске инвестиция салуға, жақсартуға ұмтылуға және өз жұмысының нәтижесімен мақтануға мүмкіндік береді.
Ақпаратты арттыру және жаңа тұтынушыларды тарту үшін біз «Familk» брендімен өнім шығара бастадық. Бұл атау ағылшын тіліндегі «family» және «milk» сөздерінен шыққан және Жаңаөзен сүт зауытының құрылтайшылары мен бүкіл ұжымының құндылықтарын тамаша көрсетеді. Біздің өнімдеріміз ежелден келе жатқан дәстүрді еске түсіріп, заман ағымына ЖСЗ өнімдерінің сапасына сенімді кепілдік бере алады. Бренд үшін тілдік негізді таңдау ағылшын тілі кеңінен қолданылатын елдерге экспорттау жөніндегі ұзақ мерзімді мақсатқа байланысты болды.
Өсу кезеңдері
Кез келген өнімді өндіруші үшін ең қатал төреші – тұтынушылар. Бірақ кеңірек аудиторияға өзіміз туралы айтып, әріптестермен тәжірибе алмасу мүмкіндігіне ие болу үшін біз облыстық, республикалық байқауларға қатысамыз. Сөйтіп, 2009 жылы Қазақстан Сүт одағы Ауыл шаруашылығы министрлігімен бірлесіп Алматы қаласында өткізген байқауда қазақтың ұлттық сүт өнімдерінің кең ассортиментін және сапалы түрлерін шығарудағы бастамамыз үшін бірінші орынды иелендік. Осы ретте көрмеде «Сүт және сүт өнімдерінің сапасын органолептикалық бағалау» тақырыбында семинар-тренинг өткізіліп, біздің өндіріс менеджері Б.Г.Путиенко сертификатқа ие болды. 2009 жылы «Алтын сапа» аясында өткен облыстық байқау-көрменің қорытындысы бойынша «Үздік азық-түлік тауарлары» аталымы бойынша топ жарды. Бізде сүт өнімдерінің жоғары сапасы үшін көптеген алтын медальдар, 2010–2011 жылдардағы «Қазақ мазмұны» көрмесіне белсенді қатысқаны үшін Индустрия және жаңа технологиялар министрлігінің алғыс хаттары бар. Біз Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігінің «Ауыл шаруашылығы және азық-түлік өнімдерінің сапасын бақылау жүйесін және қауіпсіздігін халықаралық талаптарға сәйкес, химиялық негізде жетілдіру» халықаралық гранты бойынша конкурс өткізген жобасына қатыстық. және бактериологиялық зертхана» грантын жеңіп алды және зертхананы жаңғыртуға қаражат алды. Олар жабдықтарды сатып алуға, үй-жайларды жаңартуға арналды Зертхана қазіргі таңда заманауи құрал-жабдықтармен жабдықталған. 2013 жылы зауыт «Қазақстанның үздік тауары» республикалық байқау-көрмесінде дипломант атанды.
Жаңаөзен сүт зауыты өмірінің қазіргі кезеңі – ұжым жұмысында және жеткізушілермен және тапсырыс берушілермен серіктестік қарым-қатынас орнатуда көрініс тапқан бұрынғы дәстүрлер мен бүгінгі қарқын тұрақты даму үшін барлық мүмкіндіктерді жасаған уақыт.
Ал болашақта біз өз өнімдеріміздің сапасын тұтынушылардың қажеттіліктері мен үміттерімен толық қанағаттандыруға бағытталған нақты талаптарды басшылыққа аламыз. Осы мақсатқа жету үшін біз ғылым мен технологиядағы заманауи әзірлемелерді қадағалап, енгізуге ұмтыламыз және әлемдік нарықтың негізгі тенденцияларын зерттейміз. Өндірістің міндеті – орташа күнкөріс деңгейіндегі халыққа қолжетімді, тұрақты жоғары сапалы өнім шығару.
Біздің табысымыздың құпиялары: біз әрқашан өз жұмысымызды мінсіз орындаймыз және өнімімізді сатып алатындарға қамқорлық жасаймыз, біз алдымызға жоғары мақсаттар қоямыз және жұмыс істейміз, тұтынушылардың сұраныстарын қанағаттандырамыз, ассортиментті жаңарамыз, дизайнды жақсартамыз, сапа мен бағаның тартымдылығын жоғары деңгейде сақтаймыз.
Мадина Баймамбетова, коммерческий директор ТОО «Жанаозенский молочный завод»
ТОО «Жанаозенский молочный завод», выпускающий на высокотехнологичном оборудовании более 30 наименований социально значимой, качественной, полезной продукции и вносящий достойную лепту в обеспечение продовольственной безопасности страны, стал победителем республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана – 2023». Это уже не первая высокая награда одного из крупнейших в Мангистауской области предприятия по производству и переработке коровьего и верблюжьего молока. Завод создала семейная пара – Молдакадыров Баймамбет Алимбетович и Жакаева Сауле Бердихановна, а в последние годы, когда к управлению компанией присоединилась дочь учредителей Мадина Баймамбетова, предприятие переживает второе рождение. Ее свежий взгляд, уверенность в своих силах, здоровая амбициозность и нацеленность на развитие дали новый импульс производству. По инициативе Мадины для более широкого охвата потребителей, повышения узнаваемости продукции завода и брендирования создан бренд Familk. Для тех же целей разработана технология производства таких новинок в линейке кисломолочных продуктов, как напиток из курта «Baldai kurt», курт в шоколаде, запатентована своя рецептура коже.
О пройденном пути и факторах успеха семейного предприятия рассказывает коммерческий директор Жанаозенского молочного завода Баймамбетова Мадина Баймамбетовна.
Нашу компанию с уверенностью можно назвать семейным бизнесом, и я с большим воодушевлением работаю в нем. Наши родители – настоящие профессионалы своего дела. В свое время, не испугавшись сложностей, они выбрали ту нишу, которая остается актуальной всегда, и, использовав преимущества региона, расширили сферу деятельности, обеспечив производство собственным сырьем – верблюжьим молоком. Деловая хватка родителей, сам формат семейного бизнеса, позволяющий максимально реализовать свой потенциал, во многом определили для меня выбор профессии. Я окончила бакалавриат и получила степень МБА в Synergy University Dubai (ОАЭ), работала несколько лет в Дубае, где получила бесценный опыт менеджмента, увидела, как там работают предприятия того же профиля, что наше. И в какой-то момент поняла, что обладаю необходимыми знаниями для реализации своей детской мечты – трудиться на заводе также, как это делают наши родители. Когда встал выбор: оставаться и дальше за границей, в Арабских эмиратах, или вернуться домой, в Мангистаускую область, я уже точно знала, чего хочу. Для себя я поставила амбициозные цели: сделать так, чтобы жанаозенская кисломолочная продукция – вкусная и полезная! – вышла на большой казахстанский рынок, а в перспективе – шагнула за границу. Мой дом – Казахстан, и, трудясь креативно и ответственно на малой родине, я вместе со своей семьей сумею сделать так, чтобы надпись «Сделано в городе Жанаозен, Республика Казахстан» стала знаком качества. С такими мыслями в 2022 году я стала коммерческим директором ТОО «Жанаозенский молочный завод». И я уверена, что мои цели осуществимы. Наше молодое поколение, опираясь на лучший опыт старших, видит мир шире, глобальнее, а себя ощущает его частью. Отсюда стремление к новым высотам и уверенность в своих силах. Сегодня семейный завод выпускает широкую линейку натуральной, экологически чистой продукции, и нам точно есть куда расти.
История завода уходит корнями в советское время, когда молочная продукция производилась на Жанаозенском городском молзаводе, построенном еще в 1976 году. К началу 2000-х годов бывшее советское предприятие пришло в упадок, и на его базе в 2002 году индивидуальный предприниматель Жакаева Сауле организовала нынешнее товарищество с ограниченной ответственностью. До полноценного запуска предприятия пришлось реконструировать технологические цеха, сделать капитальный ремонт производственного цеха и прилегающих зданий, закупить необходимое оборудование для лаборатории, современные холодильные помещения, аппаратуру для фасовки-розлива готовой продукции и многое другое. Для осуществления всей этой подготовительной работы были инвестированы и собственные средства, и кредит, предоставленный областным акиматом. Так был создан фундамент производства продукции, ставшей к сегодняшнему дню узнаваемой и востребованной не только в Мангистауской области, но и за его пределами.
Первый продукт, который стал производить обновленный завод, – фляжная сметана. В том же году был налажен выпуск фасованной сметаны, кефира, молока и творога. Такая форма значительно удобнее для покупателей, а их желание – всегда наш приоритет. Этот же приоритет объясняет то, что с самого начала и по сей день производство нацелено на расширение ассортимента здоровой и вкусной молочной продукции – необходимой составляющей питания детей и взрослых. Постепенно у нас появились йогуртные напитки, сладкая творожная масса, другая разнообразная кисломолочная продукция. Мы предлагаем продукты разной жирности, в разной по объему упаковке – всё для удобства потребителей. Сегодня в линейке Жанаозенского молочного завода (ЖМЗ) – более 30 наименований, среди них и традиционные для Казахстана продукты (к примеру, иримшик «Узеньский», коже и другие), и сравнительно новые на нашем рынке (турецкий айран, биокефир).
Обращение к традициям
На конкурс «Лучшие продовольственные товары» в 2023 году мы представили национальный кисломолочный напиток «Коже», созданный с опорой не только на традиции, но и на современные знания. В составе этого продукта, по достоинству оцененного как потребителями, так и жюри республиканского конкурса, – кефир из восстановленного коровьего молока, а также пшеничная и кукурузная крупа. Уникальный напиток хорошо утоляет жажду и голод, восполняет нехватку микроэлементов, тонизирует и оказывает благотворное воздействие на пищеварительную и сердечно-сосудистую систему. Наш способ приготовления коже запатентован Национальным институтом интеллектуальной собственности, как и способ приготовления еще одного кисломолочного напитка из коровьего молока – «Шалап».
Завод перерабатывает не только коровье молоко. В 2006 году мы приобрели верблюжье стадо, создали верблюдоводческую ферму, и с тех пор производим полезный, целебный казахский национальный кисломолочный напиток – шубат. На основе шубата завод выпускает запатентованный нами напиток «Мангистау». Из того же верблюжьего молока производятся балкаймак «Аруана» и курт. Наш балкаймак, к слову, взял первое место на выставке в Алматы.
Курт в разных регионах Казахстана изготавливают из молока разных животных: овец, коров, кобыл, – у нас, на западе страны, традиционно используется для этого верблюжье молоко. Но мы не остановились исключительно на традиционных формах. К очередной выставке продовольственных товаров я вместе с нашим технологом разработала новый напиток «Baldai kurt». Наши предки, для которых курт был спасением в долгой дороге, делали из этого сухого продукта калорийный напиток, – мы пошли по их стопам и не проиграли. «Baldai kurt» полезен для пищеварения, хорошо освежает и тонизирует. Для нового продукта я лично разработала дизайн упаковки: она выполнена в фиолетовом цвете и издалека заметна среди другой кисломолочной продукции. Надо сказать, что этот напиток из курта сразу нашел своих поклонников. Нам заказывают его из Астаны, других городов, но пока есть сложности в логистике – это наша очередная задача. Тогда же у нас появилось еще одно новшество – курт в шоколаде. Это лакомство сочетает в себе кисло-соленый и сладкий вкус. Свежо, необычно и очень вкусно! И его тоже сразу оценили покупатели.
Приверженность традициям натурального питания отражается и в том факте, что вся продукция нашего завода производится из экологически чистого сырья, без применения консервантов. Сырье и материалы почти на 90 процентов закупаются у казахстанских производителей. Качество продукции подтверждено декларациями соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями. На предприятии внедрена система менеджмента качества СТ РК ИСО 9001-2016. На каждом этапе действует строгий контроль за соблюдением требований производственной санитарии и технологических норм.
Если говорить о технологиях, стоит упомянуть о том, как повлияла на бизнес пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения и вызовы. Нам необходимо было в непростых условиях сохранить производство, без преувеличения, жизненно важной продукции, учитывая при этом карантинные требования. В тот период во многом изменился сам подход к бизнесу, и тут очень помогла наша адаптивность. Мы смогли быстро перестроиться и по-иному наладить рабочие процессы. Стали больше использовать современные методы, удобные технологии. В результате выросла производительность труда. Свою роль сыграла тогда и сохраняет сегодня оснащенность завода современным технологическим оборудованием – от ванн длительной пастеризации и гомогенизаторов до аппарата выдува ПЭТ-тары и автоматов фасовки-розлива разнообразной продукции.
Путь к сердцу
Качественные натуральные кисломолочные продукты Жанаозенского завода давно уже завоевали доверие и пользуются стабильным спросом у покупателей. География поставок по Мангистауской области расширилась, а жанаозенские шубат, шалап, коже знают и любят и за пределами области – в Атырау, Астане, Алматы. Большая часть продукции завода поставляется кайтеринговым организациям и непосредственно на предприятия, ее употребляют в дошкольных учреждениях, городских больницах, в столовых нефтяников. Представлена наша продукция также в крупных и малых торговых точках в Жанаозене, Актау, в поселках Шетпе и Бейнеу.
В Мангистауской области действует несколько молочных заводов, кроме того аналогичная продукция поставляется из России. Так что работаем мы в условиях высокой конкуренции, расслабляться нельзя. Наша задача – увеличение количества потребителей за счет наилучшего соотношения доступной цены, высокого качества, интересного дизайна. Осознание намеченного пути позволяет всем работающим на заводе (а у нас трудится более 90 человек) вкладываться в производство, стремиться к совершенствованию – и по праву гордиться результатом своего труда.
Для повышения узнаваемости и привлечения новых покупателей мы начали выпускать продукцию под торговой маркой «Familk». Это название образовано от английских слов «family» – «семья» и «milk» – «молоко» и как нельзя лучше отражает ценности учредителей и всего коллектива Жанаозенского молочного завода. Мы верим, что наша продукция дарит тепло семейного очага, напоминает о давних традициях и идет в ногу со временем. Взрослые, уверенные в качестве продуктов ЖМЗ, находят в них пользу для здоровья, а дети – радость от вкуса. Выбор языковой основы для бренда продиктован перспективной целью выхода на экспорт в страны, где широко используется английский язык.
Вехи роста
Самый строгий судья для производителя любой продукции – покупатели, люди, ради которых мы и работаем. Но чтобы рассказать о себе более широкой аудитории и иметь возможность обмена опыта с коллегами, мы принимаем участие в региональных и республиканских конкурсах. Так, на конкурсе, организованном в 2009 году Молочным союзом Казахстана совместно с Министерством сельского хозяйства и прошедшем в Алматы, мы заняли первое место за инициативу в производстве широкого ассортимента и высокого качества национальных казахских видов молочной продукции. Тогда же на выставке был проведен семинар-тренинг на тему «Органолептическая оценка качества молока и молочной продукции», и наш начальник производства Б. Г. Путиенко получил сертификат. По итогам областного конкурса-выставки в рамках «Алтын Сапа – 2009» вышли на первое место в номинации «Үздік азық-түлік тауарлары». У нас немало золотых медалей за высокое качество молочной продукции, благодарственные письма от Министерства индустрии и новых технологий за активное участие в выставке «Казахстанское содержание» в 2010–2011 годах. Мы приняли участие в проекте Министерства сельского хозяйства РК, проводившего конкурс на международный грант «Совершенствование системы контроля качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции в соответствии с международными требованиями на базе химико-бактериологического лаборатории», и выиграли этот грант, получив средства на модернизацию лаборатории: приобретение оборудования, ремонт помещений; в настоящее время лаборатория доукомплектована современным оборудованием. В 2013 году завод стал дипломантом республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана».
Нынешний этап жизни Жанаозенского молочного завода – время, когда традиции прошлого и динамизм настоящего, находящие выражение в работе коллектива и выстраивании партнерских отношений с поставщиками и покупателями, создали все возможности для устойчивого развития на многие годы вперед.
А на будущее мы руководствуемся четкими требованиями, ориентированными на полное соответствие качества нашей продукции потребностям и ожиданиям ее покупателей. Для достижения этого мы отслеживаем и стремимся внедрять современные разработки в науке и технологии и изучаем основные тенденции мирового рынка. Задача производства – выдавать стабильно высокую по качеству продукцию, доступную по цене для населения со средним прожиточным минимумом.
Секреты нашего успеха: мы всегда делаем свою работу на отлично и заботимся о тех, кто покупает нашу продукцию, мы ставим высокие цели и работаем, предвосхищая запросы покупателей, обновляя ассортимент, улучшая дизайн, сохраняя высокий уровень качества и ценовую привлекательность.