Архив
Данная тема была в центре обсуждения организованного в Алматы круглого стола на тему «Влияние открытия границ Таможенного Союза 1 июля 2011 года: плюсы и минусы интеграции». Организовала его Ассоциация «Казахстанский союз таможенных декларантов» при поддержке регионального проекта USAID.
Таможенный Союз (ТС) функционирует уже около полутора лет. Все это время продолжаются многочисленные дискуссии по поводу влияния ТС на бизнес и экономику в целом. Пока эксперты сходятся во мнении, что очень сложно оценить весь комплекс тех эффектов, который он несет с собой.
Таможенный Союз должен стать эффективным механизмом защиты внутреннего рынка стран-участниц. И уровень тарифной защиты для Казахстана значительно вырос с формированием ТС. Так, по оценке центра экономического анализа «Ракурс» среднеарифметическая эффективная ставка в адвалорном эквиваленте (АВЭ) по всем товарам возросла в 1,86 раза, а средневзвешенная эффективная ставка в АВЭ – в 2,92 раза.
В тоже время ряд предприятий легкой и пищевой промышленности, несмотря на трудности, связанные с проблемами в законодательстве и пока еще несовершенством системы, достигли значительных успехов на конкурентном поле Таможенного Союза, что само по себе является доказательством высокой конкурентоспособности продукции, производимой данными предприятиями.
— Объем продаж фабрики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 27 %, — констатировал президент АО «Рахат» Анатолий Попелюшко. — Связано это с тем, фабрика выпускает качественную, вкусную и очень востребованную на рынке продукцию, постоянно пополняя ассортимент. К этой цели фабрика шла многие годы, активно осуществляя перевооружение производства, внедряя новейшие технологии, совершенствуя систему управления компанией.
Повышение цен практически на весь ассортимент реализуемой продукции наблюдается по всему миру, это глобальная проблема, — отметил Анатолий Висханович. – а покупательская способность в связи с последним мировым финансовым кризисом падает. Однако спрос на востребованную продукцию возрастает, в том числе и фабрики «Рахат». Хотя уровень рентабельности здесь составляет всего 7 % и это на сегодня высшая планка возможности реализуемой продукции, в противном случае спрос на нее будет уменьшаться.
Важную деталь подметил г-н Попелюшко: «В Казахстан завозится тот продукт, который востребован на рынке, но не производится на соответствующем уровне отечественным товаропроизводителем. В нашу страну ведь не везут зерно, муку, макароны… Минусы сегодня наблюдаются в связи с вступлением в Таможенный Союз только в плане однодневных проблем. Завтра обязательно они уйдут в плюс».
Причем данной точки зрения придерживаются большинство спикеров и игроков на рынке, пришедших на круглый стол.
Благо для некоторых отраслей экономики пока оборачивается проблемами для других. Это касается потребителей продукции и услуг первых, также тех, кто импортирует комплектующее и сырье из стран, не входящих в ТС.
Для основной массы населения, по мнению экспертов, возросший уровень тарифной защиты – это, прежде всего, рост цен и ограничение ассортимента.
Увеличение объема рынка, упрощение процедуры экспорта казахстанских товаров в РФ и Беларусь, налаживание процедур по сокращению ввоза не декларируемой продукции, увеличение экспорта готовой продукции в РФ отметила как плюсы Таможенного Союза президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова. Казахстанские швейные компании в сентябре 2010 года подписали экспортные контракты на общую сумму около $ 500 тысяч на поставку готовой одежды в российские торговые сети. Это лишь предварительные результаты договоренностей, достигнутые в рамках 35-й федеральной оптовой ярмарки «Текстильлегпром», прошедшей в Москве почти год назад, куда казахстанские производители ездили при поддержке «Kaznex invest» МИНТ РК. Так, одежда под брендом SMD казахстанской швейной фабрики «Семирамида» появятся на прилавках магазинов Москвы, Новосибирска, Казани и других городов. Женские шляпки салона головных уборов «EleGant» поступят в продажу в магазины Тюменской области и Иркутска. Детскую одежду первого казахстанского бренда Mimioriki от «Казахстан Тексти Лайн» поставят в Россию на $ 80 тысяч.
Успешно экспортируются из нашей страны в европейские страны отечественные хлопчатобумажные ткани и хлопчатобумажная пряжа.
Среди минусов Любовь Николаевна отметила следующие моменты:
1. Структура экономики, и, соответственно, защищаемые отрасли у трех стран разные. В Беларуси, как и России, сохранилась и хорошо развита легкая промышленность. В Казахстане пока она находится в кризисной ситуации. В нашей стране отсутствуют перерабатывающие предприятия практически всех видов тканей. Они импортируются с высокой добавленной стоимостью, что ведет к удорожанию готовых изделий. Также приходится многие виды сырья импортировать из третьих стран, так как их нет с достойным качеством у стран Таможенного Союза.
2. Существует большая трудность с возвратом налога на добавленную стоимость у предприятий – партнеров по ТС, в первую очередь России. Пока взимание НДС осуществляется после того, как Казахстан получит информацию от российских налоговиков об уплате НДС контрагентами казахстанского экспорта. Что происходит не всегда и тогда казахстанские налоговые органы изымают НДС с казахстанских предприятий, вместо того, чтобы предъявлять претензии к уплате налогов российским компаниям. Эта проблема требует скорейшего решения.
3. Предприниматели отмечают, что Таможенный Кодекс ТС по многим позициям слабее и менее проработан, чем Таможенный Кодекс РК и его следует как можно быстрее усовершенствовать.
4. Принимаемая законодательная база слабо доводится до сведения участников ВЭД. На сайте Таможенного Союза не публикуются официально подписанные приказы, постановления ТС, меры нетарифного регулирования и т.д., также нет необходимых комментариев и разъяснений к принимаемым законодательным нормам.
— Увеличение объемов транзитных перевозок по всем транспортным коридорам, несомненно, положительно скажется на экономике страны, — отметила таможенный представитель компании «Жас» Гаухар Болат. – При этом пока слабо прорабатываются вопросы создания на международных станциях перехода инфраструктуры, отвечающей необходимым стандартам. Международные станции перехода, граничащие с КНР, Узбекистаном, Кыргызстаном сегодня не отвечают элементарным требованиям, как по схеме работы, так и по инфраструктуре. Даже станция Достык АО «НК КТЖ», которая является на сегодня единственным международным железнодорожным переходом РК, граничащим с третьей стороной (КНР), не имеет достаточно развитой инфраструктуры по перегрузочным площадкам, здесь нет железнодорожного склада временного хранения, не достает перегрузочной техники, имеющиеся ангары не отвечают санитарно-гигиеническим нормам (не отапливаются, не оснащены санузлами, плохо освещаются…). Данные факты сказываются на длительности простоев на границе, качестве перевозок, сроках доставки грузов, стоимости услуг, и, в конечном итоге, на себестоимости товаров, поступающих на рынки Казахстана.
Также для упрощения процедур по ввозу и вывозу подконтрольной продукции участников внешнеэкономической деятельности Гаухар Болат предложила рассмотреть возможность использования электронной почты для направления необходимых документов и регистрации заявлений в таможенные органы, связанных с прохождением процедуры получения Свидетельства о государственной регистрации, сбора материалов и так далее.
Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, среди наиболее актуальных проблем, выявленных в ходе опросов, назвал проблемы нетарифного регулирования, в частности оценка и подтверждение соответствия продукции.
Также он отметил, что внешнеторговая политика Казахстана, в отличие от российской, была достаточно либеральной, в то время как в России она носит явно протекционистский характер. Российская торговая политика практически всегда ориентировалась на поддержку отечественного российского производителя. К примеру, российским сельхозпроизводителям государство помогало погашать до половины стоимости кредитов. Поэтому пищевая промышленность в России далеко впереди нашей, считает Тимур Кузекович. И привел в пример переработку рыбы. В Казахстане только 7 компаний имеют евросертификаты, что дает им право вывозить свою продукцию на экспорт в дальнее зарубежье, а в России таких компаний 70.
На настоящий момент сложилась ситуация, что российские производители закупают в Казахстане по более низким, чем в России ценам рыбу, а отечественные предприятия остаются без сырья для работы. Подобная ситуация по закупу сырья складывается в приграничных областях и в молочной отрасли. А затем готовая российская продукция по более высоким ценам поступает казахстанским потребителям.
— На сегодня стало большой проблемой развитие экспорта фармацевтической продукции, — считает генеральный директор ТОО «DOLCE-PHARM» Елена Ли. – В первую очередь это связано с разным толкованием используемых терминов в разных государственных органах и ведомствах (Министерстве финансов РК, Министерстве здравоохранения РК и др). Необходимо разработать комментарии и разъяснения основных терминов для однозначности понимания в работе, особенно касательно оплаты НДС в экспортной деятельности. Сказывается также факт того, что в Казахстане, по сравнению с Россией и Беларусью, развитие фармотрасли находится в начальном состоянии. В этой связи если все заинтересованные министерства и ведомства не объединятся для защиты отечественного товаропроизводителя, не предоставят дополнительных реальных преференций, то будет отрасли сложно. Мы надеемся на улучшение в связи с внесением отрасли в карту индустриализации РК и на заключение долгосрочных договоров с СК «Фармация». Это положительно скажется на развитии отечественной фарминдустрии, — считает г-жа Ли.
Таможенный Союз – это общая политика экономического и индустриального развития, отсутствие между странами — участницами таможни на границах, общие ставки пошлин, единая система нетарифного регулирования внешней торговли. Все это должно ускорить процессы модернизации экономик, а значит, повысить их глобальную конкурентоспособность, — такого мнения придерживается эксперт отдела аналитики и консалтинга Института политических решений Сергей Смирнов. — ТС открывает широкие возможности не только для восстановления старых технологических связей и утраченного потенциала предприятий с высокой добавленной стоимостью, но и для реализации на просторах Евразии крупных транспортных проектов, связывающих пятисотмиллионный Евросоюз с полуторамиллиардным Китаем.
Однако есть моменты, которые омрачают эту радужную картину. Пока Таможенный Союз – это преимущественно политический проект. Пока еще плохо отработаны технические моменты и связанные с ним риски. В частности, уже при открытии границ идет большая работа по унификации торговых отношений с третьими странами (у России насчитывается около 120 торговых договоров, у Казахстана – 50, у Беларуси – 40).
Сказывается и преимущественно сырьевая направленность экономики Казахстана, существовавшая многие годы. В результате сейчас завоевывать открывшиеся рынки соседей готовой продукцией с высокой добавленной стоимостью, по сути, есть мало чем. Поэтому какое-то время стране придется оставаться рынком сбыта для российской и белорусской продукции, что ударит по отечественному товаропроизводителю. Однако Таможенный Союз несет значительно меньше угроз для местного товаропроизводителя, чем вступление во Всемирную Торговую Организацию, — отметил г-н Смирнов.