Олег Марцынковский,
к.т.н., 1-й зам. генерального
директора Ассоциации по
сертификации «Русский Регистр»

Дмитрий Марцынковский,
к.э.н., сертифицированный ведущий аудитор
и ведущий менеджер проектов

(Продолжение. Начало материала читайте в № 5 (69).
Расходы, связанные с оплатой услуг консультационно-методических услуг со стороны внешних организаций, специализирующихся на внедрении систем менеджмента, определяются по формуле (3):
R2 = R21 + R22 (3), где
R21 – расходы на оплату услуг консалтинговой организации в соответствии с понесенными ей трудозатратами;
R22 – компенсация командировочных затрат, понесенных консалтинговой организацией в ходе командирования ее специалистов на предприятие. В рамках настоящего исследования принималось, что предприятие и консалтинговая организация находится в пределах одного населенного пункта (города), следовательно, величина R22 принимается равной нулю.
В настоящее время большинство профессиональных консалтинговых организаций заключают со своими клиентами контракты с фиксированной ценой, которая учитывает все трудозатраты и издержки исполнителя (консалтинговой организации). Как правило, стоимость таких услуг определяется по формуле (4):
R21 = Р х D (4), где
P – ставка человеко-дня консультанта. На основании производственного опыта ведущих профессиональных консультантов в рамках настоящего исследования принимались следующие величины ставки человеко-дня консультанта (с учетом всех расходов и налогов):
— Для локальных систем менеджмента (Вариант 1) P = 6000 рублей;
— Для интегрированной системы менеджмента (Вариант 2) P = 8000 рублей.
Ставка человеко-дня консультанта по интегрированной системе менеджмента выше аналогичной ставки консультанта по локальной системе менеджмента. Данное обстоятельство обусловлено тем, что консультант по ИСМ должен обладать гораздо более глубокими и предметным знаниями и компетентностью, нежели консультант по локальной системе менеджмента.
D – трудозатраты консультантов на всех этапах консалтинговой стадии жизненного цикла проекта в соответствии с таблицей 3. Данные трудозатраты определяются на основании нормативов, представленных в [7,8,10] и с учетом специфики предприятия (таблица 1). В таблицах 5-7 представлены расчетные данные по трудозатратам и стоимости услуг в соответствии с этапами жизненного цикла проекта по разработке, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента.

Таблица 5. Определение расходов на оплату консалтинговых услуг по этапу № 1 «Анализ и планирование системы менеджмента»
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001
Таблица 6. Определение расходов на оплату консалтинговых услуг по этапу № 2 «Разработка документированной системы менеджмента»
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001

Обобщив полученные результаты, получим следующие расчетные данные по трудозатратам и стоимости консультационных услуг проекта по разработке, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента (таблица 8).
Расходы R3, связанные с оплатой услуг по сертификации систем менеджмента, определяются по формуле (5):
R3 = R31 + R32 (3), где
R31 – расходы на оплату услуг Органа по сертификации в соответствии с понесенными им трудозатратами;
R32 – компенсация командировочных затрат, понесенных Органом по сертификации в ходе командирования его специалистов на предприятие для проведения аудита систем менеджмента на месте. В рамках настоящего исследования принимается, что предприятие и Орган по сертификации (или его представительство) находится в пределах одного населенного пункта (города), следовательно, величина R32 принимается равной нулю.

Таблица 7. Определение расходов на оплату консалтинговых услуг по этапу № 3 «Внедрение системы менеджмента»
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001
Таблица 8. Стоимость консультационных услуг
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001

В настоящее время большинство Органов по сертификации заключают со своими клиентами контракты с фиксированной ценой, которая учитывает все трудозатраты и издержки исполнителя (консалтинговой организации). Как правило, стоимость таких услуг определяется по формуле (4):
R31 = Р х D (4), где
P – ставка человеко-дня аудитора Органа по сертификации. На основании действующих нормативов Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» [5,11] в рамках настоящего исследования принимаются следующие величины ставки человеко-дня аудитора (с учетом всех расходов и налогов):
— Для системы менеджмента качества PСМК = 16 000 рублей.
— Для системы экологического менеджмента PСЭМ = 20 000 рублей.
— Для системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда PСМПБОТ = 20 000 рублей.
D – трудозатраты аудиторов в ходе сертификационного аудита. Данные трудозатраты определяются с учетом специфики предприятия (таблица 1) на основании требований, предъявляемых к Органам по сертификации [9] и внутренних нормативных требований Органа по сертификации, представленных в [5].
Так, например, продолжительность сертификационного аудита для одной локальной системы менеджмента определяется по формуле (5):
D = Di + 1 (5), где
1 – дополнительный человеко-день, который необходим для планирования аудита и последующей подготовки отчетных документов по проведенной проверке;
Di – продолжительность аудита на площадке организации для локальной системы менеджмента в зависимости от эффективной численности персонала, человеко-дни.
Эффективная численность персонала состоит из постоянного персонала, охваченного областью сертификации, включая персонал, работающий посменно. В их число входят также непостоянные работники (сезонные, временные и нанятые по контракту) и работники с частичной занятостью, которые будут присутствовать во время аудита. С учетом специфики предприятия (таблица 1) эффективная численность персонала рассчитывается по формуле (6):
Nэф = Nобщ – Nодн+ √Nодн (6), где
Nобщ — общее количество персонала, работающего на предприятии;
Nодн – количество персонала, выполняющего однотипные функции.
Таким образом, в рамках нашего исследования:
Nэф = 500 – 100+ √100 = 410 человек.
Продолжительность аудита на площадке организации для сертификации системы менеджмента качества на соответствие МС ISO 9001:2008 определяется по таблице 9 [5].

Таблица 9. Продолжительность аудита для сертификации системы менеджмента качества на соответствие МС ISO 9001:2008
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001

Продолжительность аудита на площадке организации для сертификации системы экологического менеджмента на соответствие МС ISO14001:2004 / системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда на соответствие OHSAS 18001:2007 определяется по таблице 10 [5].

Таблица 10. Продолжительность аудита для сертификации системы экологического менеджмента на соответствие
МС ISO14001:2004 / системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда на соответствие OHSAS 18001:2007
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001

В рамках исследования с учетом специфики предприятия (таблица 1) и на основании требований к продолжительности проведения сертификационных аудитов принималось, что для программы сертификации системы экологического менеджмента на соответствие МС ISO14001:2004 предприятию присущ средний уровень риска, а для программы сертификации системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда на соответствие OHSAS 18001:2007 — высокий уровень риска.
В свою очередь, продолжительность проведения сертификационной проверки интегрированной системы менеджмента определяется по формуле (7):
Dims = DСМПБОТ + (DСЭМ + DСМК) хQ (7), где
Dims — суммарная продолжительность сертификационной проверки интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007:
DСМК – продолжительность сертификационной проверки системы менеджмента качества, определяемая по формуле (5) на основании данных, представленных в таблице 9. Для целей расчета суммарной продолжительности интегрированной системы менеджмента в качества базовой была принята продолжительность сертификационной проверки СМК.
DСЭМ – продолжительность сертификационной проверки системы экологического менеджмента, определяемая по формуле (5) на основании данных, представленных в таблице 10 с учетом средней степени риска.
DСМПБОТ – продолжительность сертификационной проверки системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда, определяемая по формуле (5) на основании данных, представленных в таблице 10 с учетом высокой степени риска.
Q – коэффициент степени интеграции систем менеджмента. В рамках нашего исследования, учитывая высокую степень интеграции систем менеджмента в варианте 2, на основании нормативных данных Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» [5] мы принимаем значение Q равным 0,75.
В таблице 11 представлены расчетные данные трудозатрат и стоимости сертификационных услуг для варианта 1 (сертификация локальных систем менеджмента) и варианта 2 (сертификация интегрированной системы менеджмента).

Таблица 11. Стоимость услуг по сертификации
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001

Примечание:
Продолжительность Dims сертификационной проверки интегрированной системы менеджмента (с учетом времени, необходимого для планирования аудита и составления отчетности по его результатам) составляет 32 человеко-дня, из которых:
— DСМК = 11 человеко-дней.
— DСЭМ = 9 человеко-дней.
— DCМПБОТ = 12 человеко-дней.
Обобщая полученные данные, получим следующие консолидированные данные по оценке экономического эффекта от внедрения и сертификации интегрированной системы менеджмента (вариант 2) по сравнению с внедрением и сертификацией локальных систем менеджмента (вариант 1).

Таблица 12. Оценка экономического эффекта от внедрения и сертификации интегрированных систем менеджмента
Оценка экономического эффекта  от внедрения интегрированной системы менеджмента  на базе требований ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001

Выводы по результатам проведенного исследования и расчета экономической эффективности от внедрения и сертификации ИСМ по сравнению с внедрением и сертификацией локальных систем менеджмента:
1. Количество сотрудников, непосредственно занятых в проекте, в варианте 2 (Внедрение интегрированной системы менеджмента) сокращается на две штатные единицы с одновременным уменьшением времени реализации проекта на 16 месяцев (50 %) по сравнению с вариантом 1 (последовательное внедрение локальных систем менеджмента с низкой степенью интеграции), предусматривающим последовательное внедрение локальных систем менеджмента.
2. Экономия финансовых средств, затраченных на фонд заработной платы в варианте 2, составляет 23,53 % по сравнению с вариантом 1.
3. Количество документов, разрабатываемых в ходе проекта, в варианте 2 сокращается на 55 % по сравнению с вариантом 1, предусматривающим внедрение локальных систем менеджмента. Данное обстоятельство свидетельствует о снижении риска увеличения уровня бюрократии в интегрированных системах менеджмента.
4. Экономия финансовых средств, затраченных на оплату консультационных услуг, в варианте 2 составляет 15,52 % по сравнению с вариантом 1.
5. Продолжительность сертификационного аудита интегрированной системы менеджмента сокращена на 7 человеко-дней (17,9 %) по сравнению с продолжительностью сертификационного аудита по трем локальным системам менеджмента.
6. Экономия финансовых средств, затраченных на оплату сертификационных услуг, в варианте 2 составляет 19,02 % по сравнению с вариантом 1.
7. Суммарная экономия финансовых средств, затраченных на разработку, внедрение и сертификацию интегрированной системы менеджмента (Вариант № 2) по сравнению с разработкой, внедрением и сертификацией трех локальных систем менеджмента (Вариант 1) составила 1 331 600 рублей или 21,48 %.
Полученная оценка позволяет утверждать о безусловном экономическом эффекте от интеграции систем менеджмента, и может быть использована в качестве весомого аргумента для принятия решений в пользу внедрения интегрированной системы менеджмента.