Архив
Ерболат Досаев,
министр национальной экономики РК
В последние десять лет увеличивается количество стран, которые внедрили модель
государственно-частного партнерства (ГЧП).
В Казахстане одной из наиболее популярных форм ГЧП является концессия. Сегодня действует 3 концессионных проекта: железнодорожная линия Станция Шар – Усть-Каменогорск, линия электропередачи Северный Казахстан – Актюбинская область и пассажирский терминал аэропорта в городе Актау.
Для повышения привлекательности ГЧП в законодательство внесены дополнительные концептуальные изменения.
Во-первых, расширена линейка контрактов ГЧП для более гибкого структурирования проектов и расширения видов контрактов.
Во-вторых, расширены сферы применения ГЧП путем снятия ограничений на передачу в концессию объектов медицинского назначения, организаций среднего общего образования, социальной защиты населения, водоподготовки и водоснабжения.
Также внедрен новый механизм поддержки реализации ГЧП-проектов – «Плата за доступность» для социально значимых, мало окупаемых проектов, таких как строительство и эксплуатация автодорог с низким уровнем трафика, школ, детских садов, больниц, поликлиник.
В целях упрощения процедур и сокращения сроков подготовки проектов ГЧП внедрены одноэтапные и двухэтапные конкурсы, в зависимости от сложности проектов.
При проведении одноэтапного конкурса предполагается широкое использование типовых проектов и проектных решений. Одноэтапный конкурс будет применяться для строительства типовых объектов, таких как детские сады, поликлиники.
Двухэтапный конкурс будет проводиться при реализации более сложных уникальных и капиталоемких проектов. Например, мы планируем такой двухэтапный конкурс по БАКАД.
Усовершенствование конкурсных процедур, внедрение одноэтапного и двухэтапного конкурсов позволяет сократить сроки подготовки проекта с существующих 2–3 лет до 6–9 месяцев (за исключением уникальных проектов).
Для привлечения финансирования для проектов ГЧП создается Фонд инфраструктурных проектов при АО «НУХ «Байтерек». Для дальнейшего становления ГЧП в настоящее время разработан проект закона «О государственно-частном партнерстве». Теперь существенно расширяется круг участников ГЧП за счет финансовых организаций, национальных отраслевых операторов (КТЖ, КЕГОК, Казахтелеком) и других субъектов квазигосударственного сектора, обладающих колоссальным материальным и административным ресурсами. ГЧП расширяется на малые проекты местного уровня, направленные на строительство объектов образования и здравоохранения, необходимых для конкретного региона.
В настоящее время на различных этапах готовности находятся 44 проекта на общую сумму порядка 3,5 млрд долларов США. При этом основной пул прорабатываемых проектов приходится на регионы, это 39 проектов из 44, на сумму более 2,2 млрд долларов США. Кроме того инициируется вопрос подготовки еще 33 проектов по механизму ГЧП в различных отраслях экономики. На республиканском уровне в текущем году планируется объявление конкурса по проекту автодороги БАКАД, прорабатываемому совместно с МФК.
Кроме того, на региональном уровне в течение ближайшего полугода планируется проведение конкурсов по проектам в сфере образования и городской инфраструктуры (это проекты строительства и эксплуатации детских садов в Восточно-Казахстанской области, строительства паркингов и автовокзала в городе Астана).
Таким образом, принимаемые меры подтверждают нашу приверженность расширению кооперации с бизнесом на условиях равноправного партнерства для развития общественно значимой инфраструктуры и благ.