Архив
Порядок проведения государственного контроля за субъектами аккредитации в нашей стране осуществляется в соответствии с Законом РК «О государственном контроле и надзоре в РК», а также со статьей 30 Закона РК «Об аккредитации в области оценки соответствия». Кроме этого, мы в своей деятельности руководствуемся и законами РК «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений».
Суть данных норм такова: государственный контроль за деятельностью органов по подтверждению соответствия и лабораторий осуществляется только по заявлениям физических, юридических лиц и сообщениям государственных органов в форме внеплановой проверки. А при государственном метрологическом контроле субъектов аккредитации осуществляется контроль на соответствие требований законодательства РК в области обеспечения единства измерений, предусмотренных в проверочном листе по проверкам, осуществляющим деятельность в сфере государственного метрологического контроля.
Как осуществляется госконтроль в форме внеплановой проверки?
Согласно закону РК «О государственном контроле и надзоре в РК» необходимым условием для начала проведения проверки хозяйствующего субъекта в неплановом порядке является его уведомление не менее чем за 1 сутки до начала проверки. Для проведения внеплановой проверки не требуется проверочный лист. При проведении проверки будут рассматриваться только те вопросы, которые отражены в информации, послужившей основанием для проведения внеплановой проверки. Анонимные обращения не рассматриваются и по ним не проводятся проверки.
Кстати, Законом определено, что проверка может осуществляться не только с посещением проверяемого субъекта, но и запроса необходимой информации (кроме иной формы контроля), а также вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством.
Если осуществляется государственный метрологический контроль в плановом порядке, то уведомление хозяйствующему субъекту выдается за 1 месяц. При этом проверке подвергаются вопросы, отраженные в проверочном листе.
Первичное отнесение субъектов по степени риска осуществляется на основании вида деятельности. В настоящее время работы по поверке, калибровке средств измерений относятся к высокой степени риска, а осуществление деятельности по оценке соответствия относятся к субъектам средней степени риска и проверке.
По результатам контроля выставляются баллы и, если сумма баллов за выявленные нарушения достигает 20, то субъект проверки будет отнесен к высокой степени риска и периодичность контроля будет составлять 1 раз в год. Если от 10 до 15 баллов — то к средней степени риска и проверке такие субъекты будет подвергаться 1 раз в три года.
По итогам внепланового государственного контроля в 2010 году на 36 органов по подтверждению соответствия были наложены 44 административных штрафа на сумму 1 млн. 368 тыс.тенге.
Приведу наглядный пример прошлого года.
131 сертификат соответствия на автотранспортные средства был выдан с нарушением только одним органом подтверждения соответствия (ОПС) ТОО «Petroleum Sertik». ОПС филиала ТОО «Прикаспийский центр сертификации» выдал сертификаты соответствия на автотранспортные средства, год выпуска которых не соответствовал требованию технического регламента; обнаружены факты выдачи сертификатов с нарушениями в ОПС ТОО «Т-Стандарт», необоснованно выдавал сертификаты ОПС ТОО «Сапа интерсистем», ТОО «КазЮжСтройсертиф», ОПС АФ АО «НаЦЭкС» проводились поверки средств измерения вне области аккредитации и т.д.
Территориальными департаментами других областей при осуществлении проверок выявлены вопиющие факты отсутствия на выданных органами по подтверждению соответствия г.Алматы сертификатах соответствия ссылки на соответствующий технический регламент. Более того, указываемая на реализуемой продукции маркировка зачастую неполная, либо недостоверная, либо вообще отсутствует. Такие факты часто встречаются в сертификатах соответствия, выданных ТОО «Центр сертификации продукции и услуг», ТОО «Казпромэлектроника», ТОО «Казэкспоаудит и ряда других».
Вышеуказанные факты свидетельствуют о полном игнорировании субъектами аккредитации действующих требований законодательства в области технического регулирования, между тем как маркировка продукции является первоосновой безопасности реализуемой продукции.
За прошлый год в наш департамент от территориальных департаментов поступило 34 обращения в отношении выдачи ОПС города Алматы сертификатов соответствий на не соответствующую по маркировке и безопасности продукцию. В нынешнем году поступило уже 20 аналогичных обращений.
По итогам 5 месяцев 2011 года департаментом по городу Алматы проведены проверки 9 органов по подтверждению соответствия и в трех из них выявлены нарушения.
По итогам проверок были направлены предписания о приостановлении действия сертификатов соответствия в следующие ОПС:
-АФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» — по трем фактам нарушений по маркировке. Только по одному факту приостановлено 7 сертификатов соответствия, выданных производителям стеклопакетов.
Также направлены предписания о нарушениях маркировки в ТОО «Ойлсерт Интернейшнл», ТОО «Казтестэлектроника», ТОО «Т-Стандарт», ТОО «Казахстанский центр сертификации», ТОО «Центр сертификации продукции и услуг», ТОО «Телсет», ТОО «Отан Секьюрити» и другие.
При этом ТОО «Казтестэлектроника», ТОО «Центр сертификации продукции и услуг» действие сертификатов соответствия не приостановили.
Между тем, в соответствии с Правилами в случае обнаружения при государственном контроле несоответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, приостанавливается действие выданных сертификатов соответствия в обязательном порядке.
За 5 месяцев 2011 г. за нарушения маркировки хозяйствующим субъектам, занимающимся реализацией продукции, вынесены 59 постановлений о наложении административных штрафов на сумму 2 млн. 363 тыс.тенге. Наложен запрет на реализацию 513 партий продукции на сумму 410 млн.тенге. За отсутствие сертификатов соответствия вынесено 68 постановлений о наложении административных штрафов на сумму 2 млн.тенге. Наложен запрет на реализацию 663 партий продукции на сумму 130 млн.тенге.
Большая доля вины за нарушения по маркировке продукции приходится на органы по подтверждению соответствия, поскольку при сертификации продукции они недостаточно внимания уделяют соответствию маркировки.