Архив
Хадиша Бижан,
генеральный директор
ТОО «Мясоперерабатывающий
завод «Бижан»
ТОО «Мясоперерабатывающий завод «Бижан» – яркий пример успешного казахстанского бизнеса – был удостоен высшей награды республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана-2017», который традиционно проходил в рамках премии «Алтын сапа».
Это еще один значимый успех компании: в ее активе более двух десятков наград, в том числе и международных, подтверждающих приверженность компании к выпуску качественной продукции на всем протяжении своей истории. Нынешняя награда стала еще и прекрасным подарком к своеобразному юбилею — в этом году исполняется 20 лет с того момента, как на рынке появились первые мясные изделия под торговой маркой «Бижан», которая сегодня широко известна, популярна и любима не только казахстанцами, но и потребителями в зарубежных странах.
Сегодня мясоперерабатывающий комплекс «Бижан» — компания полного цикла. Своя откормочная площадка, современный собственный убойный комплекс КРС, МРС и лошадей в г. Кокшетау по стандарту «Халал», заводы, выпускающие качественные продукты питания, собственные фирменные магазины «Мясной мир» и множество партнеров: крупные торговые сети, частные магазины, детские сады, школы и т. д.
А начиналось все с арендованного в 1998 году помещения бывшей котельной, которое после ремонта и реконструкции было превращено в цех по производству колбас.
В конце 90-х подобные цеха появлялись десятками — крупные мясокомбинаты закрывались, отдав обеспеченье населения мясными и колбасными продуктами на откуп частникам. «Колбасный» бизнес был тогда довольно прибыльным делом, даже несмотря на отсутствие внятного рынка сырья. Поэтому еще на одного конкурента особого внимания никто не обратил, хотя то, что он получил имя своей хозяйки, уже говорило о многом: она была уверена, что за продукцию, носившую имя ее предков, ей стыдно не будет. А уверенность зиждилась еще на одном важном нюансе — по профессии основатель бизнеса — инженер-технолог мясной промышленности.
Начинать бизнес было сложно: мясо закупалось на рынке, продукцию приходилось самим развозить на машине по магазинам. Так делали все. Поэтому нужно было найти свое конкурентное преимущество. Им стало качество и прекрасная вкусовая палитра. Вот лишь один наглядный пример, как достигается данная цель: когда готовится к запуску новый продукт, ответственные за этот участок деятельности спрашивают себя: «А сами мы стали бы это есть? А предложили бы это своим детям»? И если ответ положительный, только тогда очередная вкусная мясная продукция под маркой «Бижан» появляется на прилавках. Так было всегда, и когда работали над первыми рецептами, так происходит и сейчас, когда выпускается почти 100 наименований продукции.
Подобный подход, выбранный в самом начале пути, вылился в систему ценностей, которых компания придерживается неукоснительно. Это доверие, взаимопонимание, взаимопомощь и добросовестный труд. В компании не делят потребителей, партнеров, персонал, конкурентов на какие-то отдельные группы, а рассматривают всех как составляющие единого целого, что позволяет в равной степени удовлетворять потребности всех сторон и полностью соответствовать заявленной миссии — производство высококачественной мясной продукции для здорового питания, поддержание качества и безопасности продукции на стабильно высоком уровне, использование современных технологий. Такое отношение к делу стало ключевым моментом, позволившим из маленького цеха вырасти до лидера мясоперерабатывающей отрасли Казахстана.
На сегодняшний день предприятие выпускает около сотни наименований продукции: казахские национальные мясные изделия, деликатесы, сырокопченые колбасы, полукопченые и варено-копченые колбасы, вареные колбасы, сосиски, сардельки, шпикачки, мясные и мясорастительные консервы и полуфабрикаты. Вся продукция отличается высоким качеством и доступными ценами.
Генеральный директор — приверженец новых технологий. После того, как в 2004 году компания расширила производственную площадь, руководитель посетила Германию, где изучала работу немецких мясоперерабатывающих заводов и побывала на выставке IFFA во Франкфурте-на-Майне. Результатом поездки стало глобальное обновление оборудования, что позволило повысить качество, производительность и безопасность продукции. С того времени сотрудники предприятия — постоянные участники международных выставок, профессиональных конференций и семинаров. В поисках современных и передовых технологий, обеспечивающих высокое качество при высокой производительности, профессионалы компании регулярно посещают мясоперерабатывающие заводы.
Особое место в деятельности предприятия занимает обеспечение безопасности выпускаемых продуктов для конечного потребителя. Здесь установлен и поддерживается высочайший уровень санитарии и личной гигиены сотрудников. Контроль за соблюдением санитарных норм установлен воистину тотальный. Регулярно проводится обучение и проверка знаний сотрудниками соответствующих норм, правил и инструкций, необходимых для того, чтобы не то что партия, а даже единица товара не вызывали бы нареканий со стороны потребителя.
«Теоретически в продукте можно изменить все — начиная от формы и заканчивая вкусом, — рассуждает Хадиша Нуртайкызы. — Если завтра потребитель захочет видеть на своем столе сладкую или горькую колбасу, мы начнем ее выпускать. Но качество и безопасность — это два абсолютных критерия. И в нашей продукции они не подлежат малейшему изменению. За 20 лет я видела множество примеров, когда конкуренты начинали выпускать очень хороший продукт. Но по мере роста его популярности удешевляли производство за счет снижения качества и уровня безопасности. В результате они исчезали с рынка довольно быстро. Скажу так — имидж очень важен. Потребитель голосует кошельком, и голос он всегда отдает за качество и безопасность».
Поэтому на своих предприятиях компания использует современное, отвечающее мировым стандартам качества, оборудование от ведущих поставщиков из Германии, Италии, Швейцарии. Технологический процесс контролируется программным обеспечением, что позволяет минимизировать брак, увеличить производительность и автоматизировать производственный цикл. Но на этом здесь не останавливаются и планируют ввод в эксплуатацию нового современного инновационного мясоперерабатывающего завода.
Отличительная черта компании — использование при производстве только натурального, экологически чистого отечественного сырья из северных областей Казахстана. С этой целью также была создана собственная откормочная база.
В ТОО уделяют особое внимание сохранению традиционного казахского национального колорита при использовании ингредиентов. Это еще один кирпичик в фундамент, на котором стоит отменное качество и высокие вкусовые характеристики всей продукции.
С 2011 года на предприятии внедрены системы менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 9001-2009 и безопасности пищевой продукции ИСО 22000-2006. Учитывая запросы казахстанского потребителя, в компании четко соблюдают и стандарт «Халал».
Важное место в деятельности ТОО «Бижан» занимает социальная забота о сотрудниках. Для них предусмотрен полный социальный пакет, премии, ежегодное повышение заработных плат, организация праздничных мероприятий и отдыха для членов коллектива и их семей.
Также разработан особый подход к стимулированию и мотивации персонала. Для этого был изучен опыт передовых предприятий и принята система, основанная на совмещении морального, материального стимулирования и карьерного роста. Каждый сотрудник четко знает, по каким показателям оценивается результативность его работы, за что предусмотрено вознаграждение, моральное или материальное. Отношения между руководством и сотрудниками построены на взаимопонимании, любой работающий может обратиться с интересующим его вопросом как к руководителю подразделения, так и напрямую к генеральному директору. «За эти годы у нас подобрался коллектив, который сейчас представляет собой профессиональную команду, состоящую из квалифицированных специалистов, — рассказывает Хадиша Нуртайкызы. — Я знаю каждого из сотрудников. И знаю, что каждый из них на своем рабочем месте примет верное решение, которое пойдет только на пользу нашему общему делу».
По линии социальной ответственности бизнеса компания занимается благотворительностью и спонсорством, а также вносит свою лепту в сохранение духовного наследия. Значительная материальная помощь оказывается обществу ветеранов, инвалидам, многодетным семьям, детским домам, религиозным организациям.
Хадиша Нуртайкызы — истинный патриот свой страны. Так, например, в рамках программы Президента Казахстана «Рухани жаңғыру» и проводимых в данной связи мероприятиях «Туған жер», именитая землячка построила спортивный комплекс в ауле «Байтоғай», где она родилась и выросла. За весомый вклад в развитие социальной сферы региона и благотворительность, оказанную аульчанам малой родины, аким ЮКО Ж. Туймебаев наградил г-жу Бижан медалью «Облысқа сінірген еңбегі үшін».
На сегодняшний день у ТОО «Бижан» имеется много наград, в том числе и международных. В частности: победа в общенациональном конкурсе, золотая медаль премии «Лидер отрасли-2015», золотая медаль выставки World food Moscow и многие другие. И вот недавно предприятие пополнило копилку наград престижным и значимым званием республиканского уровня «Лучший товар Казахстана». Именно эту награду генеральный директор считает особенной. Ведь последним аккордом церемонии награждения, проходившей в столице нашей родины, стал совместный с Президентом РК фотоснимок всех победителей инициированных им конкурсов качества 2017 года. На снимке Хадиша Бижан стоит рядом с Елбасы.
«Когда я смотрю на этот снимок и оглядываюсь назад, на весь пройденный нашей компанией путь, я понимаю, что без помощи государства, без программ по поддержке малого и среднего бизнеса, мы вряд ли добились бы таких высот. И еще я понимаю, что экономика Казахстана — это все мы. Наш Президент, бизнесмены на этом снимке, а также сотрудники наших компаний, их семьи, все мы — казахстанцы. И только от всех нас зависит, какой будет завтра наша страна».