Надежное будущее казахстанских дорог

Варис Исламов,
генеральный директор
ТОО «Асфальтобетон 1»

В августе текущего года состоялось событие, которое способно в корне изменить автодорожную отрасль страны. На ведущем дорожно-строительном предприятии страны ТОО «Асфальтобетон 1» состоялась торжественная презентация установки для производства полимерно-битумного вяжущего для дорожного строительства фирмы MARINI MAKINA A.S (Италия). Мероприятие посетили представители акимата г. Алматы, руководители научных учреждений, проектных организаций, специализирующихся на дорожном строительстве, и бизнес-партнеры компании.

Комментирует генеральный директор ТОО «Асфальтобетон 1» Варис Исламов:
«Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) – это одна из составляющих верхнего слоя асфальтобетонного покрытия современных дорог. Его использование позволяет более чем вдвое увеличить срок службы дорожного покрытия (ПБВ) – с 3–4 до 7–10 лет. При этом удорожание асфальтобетонной смеси составляет лишь около 6%. Существующая практика использования традиционных битумов для дорожного строительства приводит к быстрому изнашиванию дорожного полотна, из-за чего выделяемые государством средства уходят не на строительство новых, а на ремонт старых дорог. Применение же ПБВ при ремонте старых дорог дает возможность реже их ремонтировать, а высвобождающиеся средства направлять на строительство новых трасс, которые в свою очередь способны разгрузить старые дороги и продлить срок их службы.
Мы не побоялись инвестировать в инновационные технологии в такое непростое для страны время. Ведь именно такие решительные шаги казахстанского бизнеса помогут вместе преодолеть кризис».

Климат обязывает

Мы живем в стране с резко континентальным климатом, когда температура окружающей среды в зимнее время может достигать отметки минус 46 0С, а в летнее – плюс 64 0С. Такие погодные условия налагают на отечественное дорожное строительство большую ответственность. При низких значениях температур обычный битум становится хрупким и твердым, а при высоких значениях – текучим. Преимущество использования модифицированных битумов вместо обычных – в их улучшенных свойствах. Они становятся более гибкими и мягкими при низких температурах – более вязкими – при высоких.
Входящие в состав ПБВ бутадиенстирольные термоэластопласты значительно повышают прочность, трещино- и теплостойкость, сдвигоустойчивость, водо- и морозостойкость дорожного покрытия. За счет лучшего сцепления битума с каменными материалами увеличивается долговечность покрытия, а благодаря возрастанию прочности асфальтобетона при повышенных температурах уменьшается колееобразование.
В 1998 г. «Асфальтобетон 1» первым в стране успешно применил ПБВ при строительстве взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Алматы. Тогда полимерно-битумное вяжущее было приготовлено в специальной емкости с перемешивающим устройством. Для получения ПБВ исходный битум был тщательно подобран по качеству, объему введения полимера в битум. Содержание полимера составило 3–4%.
Производство и применение современных полимерасфальтобетонных смесей не отличается от стандартных технологий. Выпуск смесей осуществляется на обычных асфальтобетонных заводах, а их укладка – традиционными машинами в обычном режиме.
На новой установке уже выпущена опытная партия ПВБ и 900 тонн полимерасфальтобетонной смеси, которая была использована для реконструкции участка автодороги на проспекте Рыскулова г. Алматы.
«Самым важным в производстве ПБВ является качество исходного битума плюс строгое соблюдение технологии его транспортирования и применения, – поясняет г-н Исламов. – Мы имеем собственную нефтебитумную установку и можем выпускать исходный битум с теми показателями качества, которые необходимы для производства полимернобитумного вяжущего, то есть с узкими интервалами по пенетрации в 10 единиц. Пока в Казахстане применение ПБВ ограничено. Проектные организации не закладывают в проекты строительства дорог полимерасфальтобетонные смеси, за исключением взлетных полос аэропортов. Думаю, назрела необходимость законодательно закрепить обязательное использование полимерных битумов.
ПБВ – продукт по сути эксклюзивный, производится под конкретного заказчика. И мы готовы поставлять дорожным организациям полимерно-битумное вяжущее по всему Казахстану автомобильным и железнодорожным транспортом. Когда к представителям дорожной отрасли придет массовое понимание, что применение современных материалов – это в разы эффективнее и ненамного дороже, мы вместе сможем в корне преобразить автодорожную отрасль страны».

Использование полимерно-битумного вяжущего позволяет
продлить срок службы дорожного покрытия более чем вдвое. При этом
смета увеличивается лишь на 6%. Мы не побоялись инвестировать в
инновационные технологии в такое непростое для страны время, ведь
именно такие решительные шаги казахстанского бизнеса помогут
совместно преодолеть кризис

Еще в 1998 г. «Асфальтобетон 1» построил взлетно-посадочную полосу
аэропорта г. Алматы с использованием ПБВ

На новой установке уже выпущена опытная партия ПВБ и 900 тонн
полимерасфальтобетонной смеси, которая была использована для реконструкции
участка автодороги на проспекте Рыскулова г. Алматы

Мы готовы поставлять дорожным организациям полимерно-битумное вяжущее
по всему Казахстану автомобильным и железнодорожным транспортом.
Вместе мы можем в корне преобразить автодорожную отрасль страны

Использование современных эмульсий увеличивает срок службы дорожного
покрытия, обеспечивает безопасность движения.

Инновационные эмульсии

Инновации коснулись не только дорожных асфальтобетонных смесей, но и дорожных эмульсий. В 2014 г. компания приобрела эмульсионную установку марки Emulbitumе, производства Франции. Установка предназначена для производства различных видов эмульсии для всех видов дорожных работ: эмульсии для подгрунтовки, для устройства поверхностной обработки, для эмульсионно-минеральных смесей типа «Сларри Сил», микросюрфейсинга и других целей.
Эмульсионно-минеральные смеси используются для ремонта автомобильных дорог с применением технологии тонкого слоя износа, что увеличивает срок службы дорожного покрытия, обеспечивает безопасность движения. Микросюрфейсинг – смесь холодная, при производстве работ с ней отсутствуют вредные выбросы в атмосферу.
Производимые эмульсии соответствуют самым строгим европейским и казахстанским стандартам.
В 2014–2015 гг. эмульсии выпускались для укрепления грунтов при строительстве нефтепровода под Кызылордой, подгрунтовки при устройстве тонких слоев из пористо-мастичной асфальтобетонной смеси РМА-10 в г. Алматы.

Полвека созидательной работы

За свою почти полувековую историю «Асфальтобетон 1» прочно закрепил за собой позицию лидера Казахстана в производстве дорожно-строительных материалов. Предприятие внесло весомый вклад в формирование качественной транспортной инфраструктуры страны.
С 2005 г. в компании внедрена и сертифицирована интегрированная система менеджмента, объединяющая системы ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001. Внедрение интегрированной системы менеджмента позволяет, ориентируясь на потребителя, на требования рынка, планировать, управлять и улучшать качество продукции предприятия, улучшать экологическую обстановку на предприятии, обеспечивать безопасные условия труда и охрану здоровья сотрудников.
В составе предприятия имеется аккредитованная испытательная лаборатория. В область аккредитации входит вся номенклатура выпускаемой продукции и исходные материалы по всем показателям качества.
Испытательная лаборатория проводит входной контроль качества сырья, компонентов, а также операционный и приемочный контроль.
Лаборатория оснащена необходимым испытательным оборудованием и средствами измерения.
Персонал испытательной лаборатории имеет высокую квалификацию и большой опыт работы.
В области улучшения качества продукции предприятие добилось значительных результатов. Так, например, в требованиях предприятия на битумы БНД 60/90 и БНД 70/100 показатель растяжимости при 25 °С составляет не менее 100 см вместо не менее 55 см по ГОСТ 22245-90 и 75 см соответственно по СТ РК 1373-2013 «Битумы нефтяные дорожные вязкие ТУ».
Кроме того, «Асфальтобетон 1» выпускает щебень с улучшенной кубовидной формой зерен с содержанием лещадных частиц 12–15% вместо 35% по СТ РК 1284-2004 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ ТУ». Щебень изготавливается из сырья собственных карьеров в с. Байтерек и Кен-Дала Алматинской области, что позволяет устанавливать конкурентоспособные цены на качественную продукцию.
ТОО «Асфальтобетон 1» является многократным победителем и дипломантом региональных и республиканских конкурсов «Лучший товар Казахстана» 2005–2013 гг., удостоено национального сертификата «Лидер отрасли» 2014 и 2015 гг., дипломант конкурса «Парыз» 2011 г.
«Ежегодно на социальную программу выделяется свыше 80 млн тенге, – комментирует Варис Исламов. – Эти средства идут на доплату к отпускам, бесплатные обеды, приобретение путевок в оздоровительные лагеря для детей, на благотворительность и оказание материальной помощи пенсионерам, участникам ВОВ и приравненным к ним пенсионерам города. Для сотрудников мы создали на предприятии столовую, медпункт, магазин, спортивный зал, прачечную, ателье по пошиву рабочей одежды, библиотеку».
Также руководство и сотрудники компании принимают активное участие в мероприятиях района и г. Алматы.

Коротко о предприятии
Год основания: 1967
Направление деятельности: производство дорожно-строительных материалов: асфальтобетонных смесей, битумов нефтяных дорожных, эмульсий битумных дорожных, фракционного щебня, бетонных смесей, железобетонных изделий.

Число сотрудников: более 700 человек.

Клиенты: дорожно-строительные организации г. Алматы и Алматинской области: ТОО «Гордорстрой № 2», ПКФ «Асад», ТОО «Дортехмонтажсервис», ТОО «ДРСУ-8», ТОО «РСУ-1», ТОО «Алонс», ТОО «Виктранс», ТОО «Дорстрой 2», АО «К-Дорстрой», ТОО «Белстройсервис» и другие.

Конкурентные преимущества: компетентный персонал, аккредитованная испытательная лаборатория, собственные материалы, топливно-энергетические ресурсы, автомобильный и железнодорожный транспорт, складские возможности для цемента – 5 тыс. тонн, битума-гудрона – 18 тыс. тонн, сертификация всей продукции, казахстанское содержание продукции, инновационные технологии.