Технические регламенты Таможенного союза (ТС) разрабатываются и применяются в целях обеспечения на таможенной территории ТС защиты жизни и (или) здоровья людей, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Технические регламенты ТС имеют прямое действие на таможенной территории ТС.

Технические регламенты ТС имеют прямое
действие на таможенной территории ТС

Стороны обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям ТР ТС, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в ТР ТС требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.
К декабрю 2012 года принят 31 технический регламент ТС. План разработки ТР на 2012–2013 годы включает 29 документов, из них 7 – за Казахстаном.
Эти документы к 2015 году обеспечат переход Беларуси, Казахстана и России на единые требования в части базовых энергоносителей, изделий медицинского назначения, мяса птицы, питьевой воды, систем водоочистки и водоподготовки, а также в сфере транспортного машиностроения.
С 15 февраля 2013 года начали действовать 6 технических регламентов ТС – в отношении низковольтного оборудования, оборудования для работы во взрывоопасных средах, машин и оборудования, лифтов, аппаратов, работающих на газообразном топливе, электромагнитной совместимости технических средств.

С 1 июля 2013 года вступили в силу еще
7 технических регламентов ТС – в отношении пищевой
продукции, зерна, соковой продукции из фруктов и
овощей, масложировой продукции, пищевых добавок,
ароматизаторов и технологических вспомогательных
средств, отдельных видов специализированной
пищевой продукции, а также в отношении пищевой
продукции в части маркировки

С 1 июля 2013 года вступили в силу еще 7 технических регламентов ТС – в отношении пищевой продукции, зерна, соковой продукции из фруктов и овощей, масложировой продукции, пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, отдельных видов специализированной пищевой продукции, а также в отношении пищевой продукции в части маркировки.
Таким образом, с учетом вступивших в силу в 2012 году технических регламентов ТС к 1 июля 2013 года действует 21 технический регламент.
Установление единых обязательных требований к продукции в технических регламентах ТС – первостепенная задача, решив которую, мы обеспечим одно из основных условий свободного движения товаров.

Проблемные вопросы

Для привлечения общественности и бизнеса Алматинской области к обсуждению технических требований и норм проектов, а также принятых технических регламентов представительством РГП «КазИнСт» совместно с ДКТРиМ, УПП проводится определенная работа.
Так, на 1 июня 2013 года проведено 5 круглых столов с целью определения практического применения вступающих в силу ТР ТС. При обсуждении был выявлен ряд проблемных вопросов. Так, например, для подтверждения соответствия низковольтного оборудования, электромагнитной совместимости отсутствует испытательная база – в регионе нет аккредитованной испытательной лаборатории.
По итогам обсуждения ТР ТС «О безопасности лифтов» поставщиками, эксплуатирующими и контролирующими организациями сделан вывод, что данный ТР ТС не отражает всех требований, предъявляемых к монтажу и эксплуатации лифтов. Так, например, согласно данному ТР ТС монтажом и эксплуатацией может заниматься любое лицо, не получая разрешения ДЧС, тогда как согласно Закону «О промышленной безопасности» данный вид продукции является опасным техническим устройством и должен пройти регистрацию, быть подконтрольным объектом.

С 15 февраля 2013 года начали действовать
6 технических регламентов ТС – в отношении
низковольтного оборудования, оборудования
для работы во взрывоопасных средах, машин и
оборудования, лифтов, аппаратов, работающих
на газообразном топливе, электромагнитной
совместимости технических средств

Вступление в силу ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» предполагает внедрение элементов системы безопасности пищевой продукции по ХАССП, к которому также не готовы производители пищевой продукции региона. Также поднимались вопросы в отношении продукции, например пива, подпадающей под двойную регламентацию, – в рамках ТС продукция подлежит декларированию, а в рамках национального законодательства – под сертификацию.
Для соответствующего информирования, а также выявления проблемных вопросов было проведено 5 заседаний рабочих групп и 47 посещений предприятий региона. Среди основных вопросов – требование на таможенной границе дополнительных документов. Так, при вывозе в Россию продукции, производимой ТОО «Алматинский вентиляторный завод» по межгосударственным стандартам, затребовали заключение технадзора, который не регламентируется никаким документом.
У ТОО «Кормовик» проблема с поставкой сырья из европейских стран: при транспортировании через территорию России требуют согласовывать ветеринарные сертификаты поставщиков с ветслужбой РФ, что является дополнительным барьером; экспортеры и их ветеринарно-надзорные службы отказываются работать по согласованию подобных документов с органами ТС.
Неразрешенные вопросы, которые поднимались представителями предприятий, направлены для принятия решения в Комитет по техническому регулированию и метрологии МИНТ РК.

Установление единых обязательных требований
к продукции в технических регламентах ТС –
первостепенная задача, решив которую,
мы обеспечим одно из основных условий
свободного движения товаров

Вся наша работа направлена на повышение информированности граждан, расширение возможностей для бизнеса и перспектив для инвестиций, особенно с учетом вступления Казахстана в ВТО. В целом речь идет о создании условий для устойчивого роста уровня жизни населения наших стран.

Мария Жетыбаева,
руководитель представительства
РГП «КазИнСт» по Алматинской области