Архив
Мадлен Кинг,
руководитель глобального подразделения LRQA
по изменению климата и устойчивому развитию
На 17-й международной Конференции Сторон (КС) – Дурбан, ЮАР – завершились переговоры, связанные с вопросами по изменению климата. Эти переговоры приблизили позиции участников к действующему международному соглашению по данной проблеме.
Значительные успехи достигнуты в обсуждении международной программы по сокращению выбросов, а также в области мониторинга, отчетности и верификации (MRV – МОВ). Рассматривались соответствующие национальные обязательства и рыночные механизмы. Последние – более подробно. Если бы не было уверенности в полноценно действующем рынке, о подобных обязательствах не могло быть и речи. Однако, скорее всего, именно расчет на четко и честно действующие рыночные механизмы необходимо признать единственно правильным. Впрочем, время покажет, насколько верны эти теоретические предположения.
Результаты международной встречи в Дурбане изумили бы самого отчаянного оптимиста. Действительно, за несколько недель до окончания первого периода действия обязательств, предусмотренных Киотским протоколом, все меньше и меньше оставалось уверенности в успешности мероприятия. Тем не менее, представители 195 стран согласовали второй период действия Киотских обязательств. Следовательно, даже если некоторые большие государства и не подпишут указанные соглашения, значимость этих важных документов не станет меньше. На встрече в Дурбане возникла уверенность, что рано или поздно эти «пробелы в обязательствах» все-таки будут заполнены.
Второй период Киотского протокола начинает действовать с 1 января 2013 года. А завершится он в конце 2017 года, или на три года позже, в 2020 году. Среди последователей рекомендациям Киотского протокола не будет ни России, ни Японии: они от обязательств отказались. Не будет и Канады, заранее уведомившей о выходе из Протокола в течение 2012 года. Конечно, второй «протокольный» период – мера временная. Тем не менее, стороны-участницы Протокола получают возможность и в дальнейшем уменьшать негативные последствия изменений климата и одновременно готовить долговременное соглашение.
В Приложении №1 названы страны, остающиеся в Киотском протоколе. Они должны были до 1 мая 2012 года предоставить согласованные обязательства. Это было бы нелегко сделать, если бы в Дурбане указанные государства не признали необходимость улучшить последовательность и эффективность МОВ. Тогда же были утверждены новые правила двухгодичного мониторинга и отчетности. Первые отчеты надо прислать до 1 января 2014 года, причем форма электронной отчетной документации должна быть уточнена заблаговременно, к началу 18 КС.
Стороны, кроме того, договорились о самом срочном принятии одинаковых требований к государственным мероприятиям по смягчению последствий изменений климата. Эти последствия в развивающемся мире все тревожнее. Продуманный перечень требований готовится и, можно надеяться, будет рассмотрен и утвержден на 18-й КС. А на прошедшей встрече страны-участницы утвердили общенациональные планы адаптации. Данные планы определили точные правила мониторинга и отчетности для последующей верификации государственной политики по приспособлению к изменению климата.
Отметим еще одно успешное долгосрочное решение, принятое на Дурбанском совещании. Развивающиеся страны, в том числе Бразилия, Китай, Индия, впервые договорились о юридически обязательных целях. При согласии всех 195-ти стран-участниц началась подготовка нового протокола, то есть согласованного правового инструмента, имеющего юридическую силу в соответствии с Рамочной конвенцией ООН по изменению климата (РКООНИК). Этот протокол, приемлемый для всех государств-участников, необходимо подготовить за следующие четыре года. Окончательное утверждение он пройдет на 21-й Конференции Сторон (2015 г.). Внедрение данного юридического документа намечено на начало 2020 года.
Не стоит забегать вперед, однако необходимо осознать положительный эффект международного признания в Дурбане важности МОВ. На 17-й Конференции Сторон определилась необходимость четких и ясных механизмов руководства и отчетности. И если в прежние годы, освещая работу Конференций, СМИ рассказывали преимущественно о дебатах и решениях общегосударственного характера, то теперь подробнее освещаются обсуждения и решения отдельных стран, а в центре внимания – ключевые рыночные механизмы.
Еще одно крупное достижение (его стоит отметить особо) 17-й Конференции Сторон – принятие решения Исполнительного комитета о внедрении в Механизм чистого развития (МЧР) принципа материальности (концепции существенности). Чтобы успешно осуществить это решение, Уполномоченные оперативные органы (УОО) призывают к разумному доверию во всеобщей верификационной деятельности.
Все это очень важно, поскольку последствия для МОВ конкретной и глобальной информации по изменению климата – колоссальны. Эти последствия оказались велики прежде всего потому, что рыночные механизмы РКООНИК серьезно запоздали с признанием основополагающих принципов рынка.
Напомним, что многие годы регулируемые схемы информировали о разной степени материального и обязательного доверия. Это информирование происходило в поэтапном совершенствовании многонациональных схем. К примеру, такова Европейская схема торговли выбросами (ЕСТВ). Среди позднейших инициатив заслуживают внимания Калифорнийские правила по ограничению и торговле квотами на выбросы. И нельзя не заметить, что существенно меньший по масштабам механизм совместного проведения в жизнь РКООНИК в области снижения выбросов практически начал действовать лишь в 2010 году.
Для МОВ-проектов МЧР это означает, что на вооружение принят намного более рациональный и эффективный подход. Нет сомнения, что разработчики проектов и УОО отнесутся к такому выбору с большим одобрением. Тем более что этот выбор – гарантия решительного воздействия на МОВ данных по изменению климата. Естественно, что становится возможным более последовательный подход, содействующий гармонизации и возросшей взаимозаменяемости кредитов из различных схем. В противном случае на рынках возникнет непростая ситуация: как верно выстроить приоритеты при распределении кредитов.
Будем надеяться, что отныне стратегическая необходимость обозначенных принципов получает всеобщее признание. И оно поможет созданию лучших рыночных механизмов.
Заключено и еще одно долгосрочное соглашение – о насущной необходимости календарного графика до 2050 года. Оно определяет существенное снижение парниковых газов (ПГ). А к 18-й Конференции Сторон государства-участники должны предусмотреть расчетный период, за который выбросы станут максимальны. За это время необходимо разработать рекомендательные процедуры для нового рыночного механизма. Он-то и должен обеспечить чистое снижение выбросов. Следует лишь учесть неизбежные трудности, поскольку этот механизм отныне будет работать под эгидой КС, а не РКООНИК, как это было ранее.
Кроме постоянно действующей Конференции Сторон, в последнее время возникла Углеродная инициатива Всемирного банка развития (Ci-Dev). И Конференция, и Углеродная инициатива совместно развивают общемировой углеродный рынок. Один из ключевых элементов Ci-Dev – программа «Партнерство ради рыночной готовности» (PMR). Эта программа помогает развивающимся странам совершенствовать свои углеродные рынки и рыночные механизмы. Специалисты «Партнерства» делятся обширным опытом и детально консультируют, в частности, по проблемам МОВ.
О своем участии в программе PMR заявили 15 государств, и 10 (Индонезия, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Марокко, Мексика, Таиланд, Турция, Украина, Чили) получили помощь. Вскоре к ним присоединятся Бразилия, Вьетнам, Индия, Иордания и ЮАР. В странах, получивших помощь PMR, заметен значительный прогресс.
• Комиссия по национальному развитию и реформам (NDRC) Китая обязалась к 2012 году задействовать 7 региональных схем торговли выбросами. А общенациональная схема начнет действовать к 2015 году. Поступающая информация подтверждает, что индивидуальные схемы составляются на основе МОВ.
• При составлении Национального (Турция) плана мероприятий по изменению климата создание (к 2015 году) инфраструктуры по ограничению и торговле квотами на выбросы согласовано с принятием (в 2014 году) особого закона о МОВ.
• В соответствии с мексиканским биллем об изменении климата вновь созданным органом составляется государственная схема торговли выбросами.
Стремительно меняется ситуация в Австралии, Казахстане, Канаде, Новой Зеландии, США, на Тайване, в Южной Корее и Японии. Названные государства, кстати сказать, обходятся без финансовой помощи со стороны.
Какие бы перемены ни происходили в мире, международный рынок углеродного сырья продолжает совершенствоваться. Это обязывает государства вводить в действие самые экономически и технологически результативные методики для снижения выбросов. И продолжать заботиться о национальной культуре, науке, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.
Конечно, сейчас существуют различные методы, разнообразные подходы. Они и в дальнейшем не будут копировать друг друга. Намного важнее, что значительно улучшилась согласованная и последовательная процедура мониторинга, отчетности и верификации (МОВ) выбросов, предоставляются точные и своевременные данные об их снижении. Так рождается необходимая надежда, что рано или поздно международное соглашение объединит государства для уменьшения последствий изменения климата. Это и будет действительно успешной работой на благо человечества.
Неизменная примета высокого качества дорогой ткани – красочная многоцветность. Красная нить, генеральное направление в изменении климата на планете – постепенная, не дающая сбоев, высоконадежная процедура мониторинга, отчетности и верификации (МОВ).
18-я Конференция Сторон прошла в г. Доха (Катар) 26 ноября 2012 года.
Данная статья опубликована в журнале «Carbon Trading (Торговля углеродами)» за май 2012 г.; веб-сайт: http://www.carbon-tradingmagazine.com
15.11.2012 г. ТОО «Lloyd’s Register Kazakhstan (Ллойдс Реджистер Казахстан)» получило аккредитацию для проведения работ по верификации, валидации (детерминации) в области сокращения выбросов и поглощений парниковых газов и по подтверждению отчета об инвентаризации парниковых газов от МООС РК.
Согласно ППР №584 Организациям до 1 февраля 2013 года необходимо верифицировать следующие документы:
· Паспорт установки;
· Программу сокращения выбросов парниковых газов;
· План мероприятий по реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
А к 1 января 2014 года необходимо предоставить верифицированный Отчет по инвентаризации Парниковых газов.
По всем вопросам обращайтесь:
inna.lissova@lr.org