Архив
Нурлан Рахимбаев,
государственный инспектор
департамента Комитета технического
регулирования и метрологии
по городу Алматы
Нарушения в деятельности АЗС выявлены в 55 % от числа проверок
В настоящее время на территории г.Алматы функционируют 184 автозаправочные станции, на которых осуществляют свою деятельность 47 субъектов частного предпринимательства. В общем, потребление бензина всех марок составляет 70 тысяч тонн в месяц, из них около 50 тысяч тонн проходит через автозаправочные станции.
Вместе с тем, в свете повышения цен на бензин и дизельное топливо, потребители чаще задаются естественными вопросами: «Каково качество топлива?» и «Правильно ли нам отпускают его?». Данные вопросы входят в компетенцию департамента Комитета технического регулирования и метрологии (КТРМ) по г. Алматы, в задачи которого входят вопросы, касающиеся обеспечения безопасности продукции для окружающей среды, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Ежегодно специалистами нашего департамента проверяются все субъекты, реализующие топливо, охватывая около 170 автозаправочных станций города.
По итогам 2011 года департаментом КТРМ по городу Алматы проведены 42 проверки субъектов частного предпринимательства, реализующих автомобильный бензин и дизельное топливо со стационарных автозаправочных станций. Из них установлены нарушения в 23 случаях, что составляет 55 процентов от общего числа проверок. Наложены штрафы:
— в 2009 году на 69 юридических и должностных лиц на сумму 2,8 млн.тенге;
— в 2010 году на 59 юридических и должностных лиц на сумму 2,0 млн.тенге;
— в 2011 году на 46 юридических и должностных лиц на сумму 2,0 млн.тенге.
По результатам проверок при выявлении нарушений составляются протоколы об административном правонарушении, затем на административных комиссиях налагаются административные штрафы в соответствии со статьей 317 Кодекса РК «Об административных правонарушениях». Суммы штрафов для МСБ от 20 до 30 МРП, для субъектов крупного бизнеса – от 80 до 100 МРП.
В рамках реализации плана по оздоровлению воздушного бассейна г.Алматы на конкурсной основе организуется тендер по мониторингу качества автомоторного топлива. Ежегодно на данное мероприятие акиматом г.Алматы выделяется около 8 млн. тенге, что позволяет на постоянной основе осуществлять отбор и испытание нефтепродуктов, реализуемых на территории города.
Отбор проб топлива производится непосредственно из резервуаров автозаправочных станций в присутствии представителей проверяемого субъекта при участии специалистов аккредитованной испытательной лаборатории, выигравшей тендер. В случае поступления жалоб на качество топлива в процесс проверки привлекается и заявитель.
При выявлении несоответствия топлива по качеству департаментом дается предписание на запрет реализации партий продукции. К примеру, в 2009 году были даны предписания на запрет реализации 73 партий продукции на сумму 52283 тыс.тенге, в 2010 году были даны предписания на запрет реализации 61 партии продукции на сумму 17725,7 тыс.тенге, в 2011 году были даны предписания на запрет реализации 240 партий продукции на общую сумму 90 808,5 тыс. тенге.
Из общего числа выявленных нарушений, доля нарушений по качеству топлива из года в год растет: в 2009 году – 35 % (из 89 нарушений – 31), в 2010 году – 40 % (из 45 нарушений – 18).
По итогам проверок за 2011 год можно привести следующие факты:
— бензин марки АИ-93, реализуемый АЗС «Сид Нефть» ТОО «Айтелко», имел октановое число 90,1 вместо 93;
— бензин марки АИ-92, реализуемый АЗС «Мариям» ТОО «Нурмад», имел октановое число 80,1 вместо 92;
— бензин марки АИ-96, реализуемый АЗС «Северная» ТОО «Эльдорадо 2005» имел октановое число 94,4 вместо 96;
— бензин марки АИ-95, реализуемый АЗС «Service Petrol», имел октановое число 94,2 вместо 95, а АИ-92 имел октановое число 90,7;
— бензин марки АИ-96, реализуемый АЗС «Сонар» ТОО «Сонар Мунай онимдери», имел октановое число 94,5 вместо 96, дизельное топливо не соответствовало по температуре вспышки.
Возможно, данная тенденция ухудшения качества обусловлена ростом цен на топливо, наряду с постоянным спросом увеличивающегося количества автотранспорта города. В данной ситуации субъекты, реализующие автомобильный бензин, пытаются иметь прибыль путем разбавления высокооктанового бензина топливом с более низким числом октана. Также имеют место поставки некондиционного бензина мелко-оптовыми реализаторами, которые неизвестно откуда приобретают топливо низкого качества.
Вопрос необходимости отслеживания цепочки движения нефтепродуктов, начиная с поступления в город, заканчивая конечным объектом реализации, поднимался директором ДКТРМ по г.Алматы Мажиденовым Ш.М. на Дисциплинарном совете г.Алматы при участии руководителей Аппарата Акима г.Алматы, департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по г.Алматы, управления природных ресурсов и регулирования природопользования, налогового департамента г.Алматы, прокуратуры г.Алматы, департамента внутренних дел г.Алматы, а также департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по г.Алматы. По итогам совещания, Постановлением от 04.11.2011 года за № 60-п Дисциплинарный совет г.Алматы поручил осуществить указанным государственным учреждениям необходимые действия по мониторингу и улучшению обстановки с качеством бензина и деятельностью автозаправочных станций в целом.
Помимо этого департаментом даются предписания на запрет использования непригодных средств измерения, в том числе в 2008 году на 85 СИ, в 2009 году на 255 СИ, в 2010 году на 197 СИ, в 2011 году на 52 СИ.
При проведении плановых проверок и проведении административных комиссий принимают участие представители АФ НДП «Нур Отан» и Союза «Атамекен», а затем информация доводятся до сведения населения через СМИ.