Архив
Ляззат Ибрагимова ,
Председатель Правления
АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»
Какие задачи стоят перед казахстанским предпринимательством?
Как выживать в условиях глобальной конкуренции? На эти и другие вопросы для вас отвечает Председатель Правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Ляззат Ибрагимова.
— Анализ структуры малого и среднего бизнеса в Казахстане о чем свидетельствует?
— Структура малого и среднего бизнеса, прежде всего, показательна по организационно-правовой форме.
Интересно, что количество юридических лиц в течение последних пяти лет остается без изменения – порядка 66 тысяч активно действующих предприятий. В то же время, количество индивидуальных предпринимателей за последние 10 лет сильно изменилось, и увеличилось от 100 тысяч до 430 тысяч. То есть, сложился целый класс людей, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и получают доход. Это означает, что у них достаточно простой порядок налогообложения.
В РК порядка 170 тысяч крестьянских хозяйств, в основном появившиеся в первые 10 лет развития, в течение последних пяти лет не наблюдается их бурного роста. Данный факт ставит вопросы перед нами, прежде всего, почему в Казахстане нет условий для укрупнения бизнеса, для его постепенного эволюционного развития из малого в средний. Над решением этого вопроса работают сейчас фонд «Даму» и многие государственные органы.
Второй вопрос касается структуры бизнеса в отраслевом измерении. Здесь в течение 20 лет все остается без изменения – около 40 % предприятий из всех зарегистрированных относятся к сфере торговли. Считаю, что необходимо решать много вопросов по совершенствованию сбора и обработки статистических данных по МСБ. А по имеющимся данным только 3 % из зарегистрированных предприятий относятся к сектору промышленных предприятий. То есть, этот показатель, к сожалению, не увеличивается. Не увеличивается количество предприятий, занятых в сфере связи. Не увеличивается, кардинально, количество предприятий, зарегистрированных в сфере транспорта. Отраслевая структура бизнеса за последние 10 лет так же кардинально не изменилась. А если мы говорим о диверсификации малого и среднего бизнеса, то первым показателем должно быть изменение структуры бизнеса. Когда бизнес не просто занимается перепродажей товаров и услуг, а в большей степени становится производителем каких-то товаров и услуг.
— Какие настроения в среде МСБ, идут ли сейчас люди в бизнес?
— Есть много оценок, и они абсолютно полярные. Недавно я прочитала, что Ассоциация студентов Казахстана провела опрос «Кем вы хотите стать к 30 годам?».
Во-первых, радуюсь, что молодежь задает себе такие вопросы сама, а, во-вторых, порадовалась, что 45 % респондентов ответили, что к 30 годам они мечтали бы иметь собственный устойчивый бизнес. С другой стороны, те исследования, которые мы заказываем как Фонд «Даму», в течение последних двух лет, показывают, что, к сожалению, есть порядка 25 % опрошенных, которые приходят в малый и средний бизнес не для самореализации и получения дохода, а от безысходности, от невозможности устроиться на какую-то другую, более высокооплачиваемую работу. Кроме того, исследования показывают, что достаточно велик в Казахстане процент предпринимателей, которые на самом деле с удовольствием бы изменили свою сферу деятельности, не занимались бы малым и средним бизнесом, если бы у них была возможность найти работу государственного служащего или работу менеджера в национальной компании.
Таким образом, можно сказать, что в малом и среднем бизнесе на сегодняшний момент существуют разные настроения. И, наверное, они зависят, прежде всего, от финансовой устойчивости самого бизнеса. Тот мелкий бизнес, где доходы покрывают только расходы на его существование, настроен соответствующим образом. А тот средний бизнес, где есть возможность получения дохода и развития бизнеса, должен увеличиваться. Именно в нем есть предприниматели, которые говорят о собственном саморазвитии.
— Какие Вы видите проблемы, стоящие перед МСБ?
— Первая проблема – это проблема внутреннего потенциала малого и среднего бизнеса. Маркетинговое исследование, которое в течение двух лет проводилось по нашему заказу, показало, что предприниматели говорят о том, что у них есть, во-первых, проблемы с налогообложением; во-вторых, проблемы с инструментами лицензирования, с контрольно-разрешительной системой. Все они на самом деле – проблемы внешней среды. Но опрос показывает, что ни один предприниматель почему-то не признается – проблема во мне, проблема в недостатке моих знаний, допустим, колбасного производства. Поэтому моя колбаса выглядит хуже, хотя, может быть, ее пищевая ценность лучше. Значит, мне не хватает знаний в маркетинге упаковок и так далее. Нужно говорить об этой проблеме, чтобы каждый задумался над этим вопросом.
Вторая проблема достаточно серьезна – это разработка государственных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса. Общий ее принцип должен заключаться в том, что государство не должно выступать прямым кредитором. Частный капитал должен финансировать частное предпринимательство. Государство должно создавать возможность удешевления этого процесса через субсидирование, через гарантирование или какие-то другие варианты. Когда мы для себя поймем и скажем на всех уровнях, что государство будет создавать условия, но никому напрямую не будет выдавать ресурсы, и эти решения не будут приниматься государственными чиновниками, тогда, мне кажется, и система государственной поддержки изменится.
— Как «Даму» сегодня поддерживает МСБ?
— Первый шаг, который мы сделали на уровне антикризисных программ, — это осознание того, что деление малого, среднего и крупного бизнеса в Казахстане на законодательном уровне, особенно по размерам активов, не отвечает экономической ситуации. Раньше, если активы компании превышали 80 миллионов тенге, то она относилась к субъектам крупного бизнеса и ограничивалась в финансировании. В «Дорожной карте бизнеса 2020» таких ограничений уже нет, и мы помогаем малому, среднему и крупному бизнесу.
Индивидуально работаем с предпринимателями. В рамках антикризисных программ мы рассмотрели более тысячи заявлений от них. Мы обязательно обращались в банк, который обслуживает данного заемщика, встречались с заемщиком и пытались найти какой-то общий вариант выхода из сложившейся ситуации. Когда у нас были целевые программы в рамках «Даму — Өндiрiс» по обрабатывающей промышленности, мы создали рабочую комиссию по отбору проектов во главе с А.Перуашевым. Затем перед банками защищали их рефинансирование, независимо от дополнительно возникших обстоятельств.
Проводили персональную защиту предприятий в рамках тех программ, где мы обеспечиваем фондирование. Пробовали отрегулировать вопросы, когда заемщику, например, выставляли штраф за досрочное погашение кредита в размере 35 %. Затем на уровне законодательства обсуждался вопрос совершенствования договора банковского займа.
Мы не имели возможности конкретно разбираться с каждым заемщиком – их более 60 тысяч. Но мы можем эти проблемы изучать и поднимать для решения на законодательном уровне, что мы и делаем.
Наш Фонд поднимал злободневные вопросы о критериях малого и среднего бизнеса и об их изменениях. Это тоже защита бизнеса, который хочет попасть в рамках стабилизационной программы под финансирование, но не может. По критериям банка он отнесен к малому и среднему бизнесу, а по критериям закона он к нему не относится. Есть и другие вопросы. Фонд «Даму», как государственный институт, должен готовить хороший аналитический материал, построенный на сравнительном опыте предпринимательства зарубежных государств, на практических материалах обращений большой группы предпринимателей к нам, и обозначать сложившиеся тенденции, а также сложившиеся проблемы, которые необходимо решать, чтобы защищать МСБ.
— Чем вы помогаете МСБ при вступлении в Таможенный союз (ТС)?
— Что касается ТС, то это, наверное, вопрос, который сильно беспокоит всех бизнесменов. В Фонде «Даму» разрабатывается большой комплекс обучающих программ, потому что нужно понимать, что МСБ – это не борьба ресурсов, это не борьба дешевых кредитов. Это, прежде всего, борьба компетенций. Тот предприниматель, у которого самые сильные управленческие технологии, у которого наиболее профессиональные навыки, он и станет и в условиях ТС и в условиях Единого европейского экономического пространства наиболее конкурентоспособным. Поэтому всем обучающим программам, стажировке за границей, знакомству с предприятиями за рубежом, изучению возможностей использования трансферта технологий, придается огромное значение. И они начинают финансироваться из государственного бюджета.
Для МСБ, начиная с 2011 года, начинается специальная программа развития кадрового потенциала, открываются хорошие возможности для обучения менеджмента МСБ, в том числе за рубежом, чтобы по приезду предприниматели смогли полученный опыт применить здесь. Таможенный союз нельзя рассматривать только как какие-то ограничения. Один из предпринимателей четко подметил: для меня Таможенный союз – это, прежде всего, дополнительные 150 миллионов спроса на мою продукцию. То есть, он видит конкретных людей, которые будут потреблять его продукцию в той же России. Наверное, во главу угла надо поставить именно такую идеологию.