Архив
За сухими словами «техническое регулирование» скрывается кропотливая и очень важная работа. Единые требования в процессе производства товаров и оказания услуг помогают как предпринимателям, так и потребителям – в любой сфере должны быть ясные и понятные правила, которые соблюдаются всеми участниками процесса. А также четкая система контроля за соблюдением этих правил.
Основным Законом нашей страны, Конституцией Республики Казахстан, определено, что высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.
Все государственные органы в пределах их полномочий обязаны создавать условия для безопасной жизни наших граждан, их комфортного проживания, повышения качества, условий и уровня жизни населения.
Министерство по инвестициям и развитию РК, как уполномоченный орган в сфере индустриально-инновационного и научно-технического развития страны, технического регулирования и метрологии, в первую очередь определяет основные приоритеты своей деятельности, исходя из необходимости повышения безопасности и качества жизни граждан Казахстана.
Все мы ежедневно потребляем товары и услуги, будь то услуги парикмахерской, отеля, медицинские либо транспортные услуги.
Принимая во внимание предстоящие вызовы, связанные с масштабным внедрением информационных технологий, наличие высокой конкуренции рабочей силы, Комитет технического регулирования и метрологии МИР РК (далее – Комитет) начал работу по реализации приоритетных направлений, важных для экономики страны.
Быстрая урбанизация сегодня создает нагрузку на городские службы – транспортные, аварийно-спасательные, коммунальные, а также увеличиваются объемы потребляемых ресурсов.
В мире уже получила широкое распространение концепция «Умный город» – Smart City. Это инновационная система жизнеобеспечения мегаполисов, обеспечивающая экологическую устойчивость и максимальную безопасность городской жизни с применением информационных технологий коммуникации, а также эффективное расходование средств.
Ключевыми характеристиками городской среды, определяющими степень соответствия принципам Smart City, являются умная экономика (smart economy), умная мобильность (smart mobility), умный подход к окружающей среде (smart environment), умные люди (smart people), умный образ жизни (smart living), умное правительство (smart governance).
Наиболее активными в данном направлении институтами по стандартизации являются Международный союз электросвязи (ITU), Международная организация по стандартизации (ISO), Международная электротехническая комиссия (IEC), Немецкий институт по стандартизации (DIN), Администрация по стандартизации Китая (SAC). Что касается нашей страны, отдельные элементы Smart City уже реализуются в городах Астана, Алматы, Шымкент, с которыми Комитет работает в пилотном режиме.
Одним из инструментов реализации проекта концепции «Смарт Астана» является стандартизация, без которой невозможно внедрение и развитие инновационных технологий. Для этого Комитет технического регулирования и метрологии МИР РК в реализацию проекта Smart City активно сотрудничает с ТК ИСО 268 «Устойчивое развитие общества» Международной организации по стандартизации ИСО.
На основе международного опыта в Казахстане в этом году разработаны и утверждены 9 основополагающих национальных стандартов, направленных руководителям городов для содействия в реализации проектов «Смарт сити», планирования и осуществления инфраструктуры «Умного города», а также выработки требований к системе менеджмента устойчивого развития города.
13 декабря 2016 года в г. Астана прошел Международный семинар Smart City, модератором которого выступил председатель технического комитета ТК 268 Международной организации по стандартизации ИСО Бернард Гиндроз.
Как известно, первая промышленная революция связана с использованием энергии пара и воды, вторая – электрической энергии, в рамках третьей промышленной революции за счет использования цифровых технологий были автоматизированы отдельные производственные процессы.
Четвертая промышленная революция, более известная как Индустрия 4.0, становится новым технологическим прорывом человечества и направлена на то, чтобы выпуск готовой продукции и распределение ее по центрам сбыта осуществлялись при минимальном участии человека.
Это позволит автоматизировать все производственные процессы на основе «киберфизическимх систем», выведет человеческий труд в разряд высококвалифицированных специалистов – инженеров и менеджеров, «надстройщиков» самостоятельных процессов производства, повысит продуктивность и оплату труда граждан.
Важнейшим инструментом реализации данного направления выступает стандартизация, поскольку стандарты сделают создание интеллектуального производства не только возможным, но и наиболее эффективным и действенным.
В этой связи в рамках ключевых международных организаций по стандартизации ведется работа по анализу и последующей разработке необходимых международных стандартов по стимулированию перехода к Индустрии 4.0.
Кроме того, Комитетом технического регулирования и метрологии, Федеральным физико-техническим институтом (РТВ) и Немецким институтом по автоматизации производственных процессов (Fraunhofer Institute for Factory Operating and Automation IFF Magdeburg) реализуется совместный проект, направленный на развитие промышленной метрологии «Поддержка развития инфраструктуры качества в странах Центральной Азии» и обмен опытом в области Индустрия 4.0 на местных объектах промышленности.
В сфере строительства действующая многоуровневая нормативная база отличается многообразием обязательных документов.
Для постройки одного здания требуются анализ и применение нескольких десятков обязательных документов различного статуса, уровня и содержания, в отдельных случаях дублирующих и противоречащих друг другу. При этом многие документы предусматривают предписывающий подход, не допускающий альтернатив, как наследие советских институтов нормирования.
Текущая ситуация не только не обеспечивает надлежащий уровень безопасности населения, но и создает барьеры для предпринимательской деятельности.
Для решения этой задачи МИР РК и МНЭ РК приняли совместный План по реформированию системы технического регулирования в строительной отрасли, в том числе и структурированию действующей нормативной базы. С тем чтобы исключить дублирующие и противоречащие требования, а также сократить ряд категорий документов.
Переход к двухуровневой нормативной базе, создание системы оценки соответствия требованиям нормативов и формирования адекватной системы контроля и инспектирования повысит качество и безопасность строительных объектов, а также устранит барьеры при внедрении новых технологий, сократит и упростит разрешительные процедуры. Аналогичная работа также проводится в направлении снижения дорожной безопасности, которая потребует применения новых стандартов в сфере дорожного строительства и придорожной инфраструктуры.
Как известно, растущее производство и увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере усиливает естественный парниковый эффект, и это приведет к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество.
Все мы несем ответственность за загрязнение окружающей среды и должны предпринимать действия по ее защите для будущих поколений.
В связи с чем 26 марта 2009 года Указом Президента РК ратифицирован Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Казахстан принял на себя добровольные обязательства перед международным сообществом по сокращению выбросов парниковых газов.
Для достижения поставленных целей государство активно внедряет международный опыт высокоразвитых стран мира, в связи с чем в этом году в законодательство внесены изменения в части передачи полномочий по аккредитации независимых организаций, проводящих верификацию и валидацию парниковых газов в Орган по аккредитации.
Это позволит по требованиям международных стандартов на основе принципа независимости оценивать компетентность организаций по верификации и валидации парниковых газов.
Нормы по квотированию выбросов парниковых газов распространяются на природопользователей из горнодобывающего сектора, сектора добычи полезных ископаемых, производителей кокса, нефтепродуктов, цемента, извести, кирпича, гипса, представителей химической и металлургической отраслей промышленности, а также представителей трубопроводного транспорта и энергетического сектора, выбросы парниковых газов которых превышают эквивалент 20 000 т двуокиси углерода в год.
В Казахстане действуют 17 независимых организаций, осуществляющих подтверждение отчета об инвентаризации парниковых газов, получивших аккредитацию в Министерстве энергетики РК. Основная задача аккредитованных независимых организаций заключается в проведении независимой оценки на предмет подтверждения достоверности сведений и полноты информации, отраженных в отчетности предприятий по парниковым газам, их соответствия национальным и международным требованиям.
Для признания результатов этих работ на международном уровне с 1 января 2018 года все эти организации должны проходить аккредитацию в Национальном центре аккредитации на соответствие международному стандарту ISO 14065. В соответствии с этим Комитетом и ТОО «НЦА» ведется подготовительная работа.
В мире придается большое значение органической продукции. Но что мы понимаем под органикой? Если это растительная продукция, то ее не должны выращивать с использованием пестицидов и других химических средств для защиты растений, химических удобрений, а также использовать материалы, ионизирующие излучение. Это вопрос качества сельскохозяйственных товаров, которые предлагаются на рынке нашим потребителям.
Если это мясная продукция, то выпас скота должен осуществляться на экологически чистых пастбищах, а при откорме животного не должны использоваться стимуляторы роста, антибиотики, гормональные и ветеринарные препараты.
В ведущих странах в органическом секторе выстроены системы регулирования обращения органической продукции – от нормативной обеспеченности сектора до органов аккредитации, сертификации и контроля.
В Казахстане Закон «О производстве органической продукции» принят 27 ноября 2015 года. Утверждены Правила производства и оборота органической продукции.
В Казахстане активно развивается еще одно направление – как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях – халяль-индустрия. При этом единичные стандарты на продукцию и услуги не способны урегулировать такой большой объем выпускаемой продукции в Казахстане.
Также очень важное значение имеет регулирование халяль-индустрии на законодательном уровне, отсутствие которого позволяет выпускать совершенно не соответствующую бренду «Халяль» продукцию.
Для полноценного развития органического сектора и халяль-индустрии в республике необходимо создать соответствующую инфраструктуру качества. Для создания национальной системы подтверждения органической продукции и продукции халяль нужно реализовать ряд мероприятий.
В области стандартизации это проработка вопроса принятия стандартов IFOAM, Кодекс Алиментариус (CAC/GL 32-1999); создание технических комитетов по стандартизации приоритетных направлений; адаптация международных и региональных стандартов органической продукции и халяль-продукции развитых стран, их внедрение.
В области аккредитации и оценки соответствия – обучение и подготовка квалифицированных кадров; установление со стороны МСХ РК квалификационных требований к инспекторам в целях осуществления контроля за производством органической продукции, внедрение системы добровольной сертификации на соответствие требованиям национальных и межгосударственных стандартов на органическую продукцию.
Проще говоря, нужно определить на основе международного опыта, какую продукцию можно считать органической, а какую – халяль и кто будет контролировать процесс ее производства.
Кроме того, в целях развития халяль-индустрии Комитетом проведена работа с контрпартнерами из Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) и Исламского банка развития (ИБР). Инициирован и поддержан 4-сторонний проект Reverse Linkage («Обратная связь»), целью которого является предоставление технической помощи Казахстану по созданию экосистемы «Халяль» на основе международного опыта.
Всегда ли качество услуг нас устраивает? Отнюдь. Но часто в своих жалобах на сервис люди даже не могут объяснить, что конкретно им не понравилось. А тем, кто работает в сфере услуг, трудно понять, чего же хочет потребитель.
Вот почему сегодня назрела необходимость развития стандартизации (и сертификации) в таких сферах, как туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, спорт, торговля и другие.
В Казахстане есть инфраструктура качества для развития сертификации услуг. Однако после исключения услуг из обязательной сферы подтверждения соответствия она не используется в полной мере. Возможно, потому, что как у предпринимателей, так и у потребителей нет правильного понимания добровольности. Сертификация услуг – это прежде всего подтверждение доверия пользователя к поставщику услуг.
В этой связи планируется разработка и внедрение ряда первоочередных стандартов на услуги – через проведение рабочих встреч, круглых столов, конференций и других разъясняющих мероприятий. Кроме того, важным аспектом в данном направлении является подготовка квалифицированных кадров, для чего будут активно проводиться образовательные семинары и тренинги.
Для точной постановки диагноза и, следовательно, качественного лечения пациента врач должен видеть результаты медицинского обследования. Но всем ли лабораториям можно доверять?
Согласно мировой практике медицинские лаборатории должны соответствовать международному стандарту ISO 15189 «Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности».
По рекомендации Всемирного банка министерство совместно с ТОО «НЦА» приступили к проработке вопроса аккредитации медицинских лабораторий на соответствие стандарту ISO 15189. На сегодняшний день в реестр внесены 6 медицинских лабораторий (Астана, Караганда, Алматы, Кызылорда), 9 лабораторий в процессе аккредитации (Алматы, Семей, Актобе, Караганда, Усть-Каменогорск, Кокшетау, Атырау, Павлодар).
Это новое направление в аккредитации в области оценки соответствия в республике, утвержден совместный план.
Переход к аккредитации на соответствие международному стандарту в Национальном органе по аккредитации на основании принципа независимости позволит повысить качество медицинских услуг в стране.
По каждому из перечисленных направлений в Комитете созданы рабочие группы, приняты и реализовываются планы мероприятий, включающие разработку необходимых стандартов, обучение специалистов и другие базовые компоненты.
В завершение хотелось бы отметить, что данные приоритетные направления требуют усилий. У нас и у наших коллег имеется четкое понимание необходимости этого.