Архив
29 мая 2014 года главами Беларуси, Казахстана и России подписан ДОГОВОР
«О Евразийском экономическом союзе», который создается с 1 января 2015 года на базе Таможенного союза.
Согласно подписанному договору Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан берут на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах пяти государств, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Созданием союза начинается новый этап в совершенствовании отношений в сфере технического регулирования на территории государств – членов Таможенного союза и третьих стран.
Свободное перемещение товаров – ключевая задача Всемирной торговой организации и любого интеграционного объединения, в том числе Таможенного и Евразийского экономического союзов.
Оглядываясь на пройденный путь, следует признать, что усилиями трех государств сделано немало: создан Таможенный союз. Чтобы лучше понять, к чему мы пришли, создавая Евразийский экономический союз (Союз), следует сказать несколько слов о проделанной работе.
В начале пути, на переходный период до разработки и введения в действие технических регламентов был отработан и принят ряд Соглашений и Решений Комиссии Таможенного союза (КТС), в числе которых:
Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия (от 11 декабря 2009 года) и Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза (от 11 декабря 2009 года).
Указанные Соглашения и Решения КТС 299, 620 определяют: порядок признания продукции из третьих стран; перечень и требования к безопасности продукции, вводимой в обращение на таможенной территории; порядок ввоза и подтверждения соответствия продукции; единые формы документов об оценке (подтверждении) соответствия; требования к органам по подтверждению соответствия и испытательным лабораториям, которые должны их выдавать. Система подтверждения соответствия заработала по упрощенной схеме, где по большинству видов продукции вместо сертификации было введено декларирование продукции.
При этом каждому из государств – членов Таможенного союза было предоставлено право выбора: применять в переходный период нормы, вводимые указанными Актами Таможенного союза, или нормы национального законодательства в области технического регулирования.
Как результат проведенной работы по состоянию на 01.08.2015 года 63 ТР ТС находятся на различных стадиях разработки, из них принято 35 ТР ТС, 34 ТР ТС уже введены в действие. В их числе ТР ТС: по машиностроительной и пищевой продукции, пиротехнике и мебели, средствам индивидуальной защиты и упаковке, продукции легкой промышленности; игрушкам; продукции для детей и подростков; различным видам топлива; маслам и смазочным материалам; железнодорожному транспорту; парфюмерно-косметической продукции; автомобильным дорогам и др. На очереди принятие технических регламентов по безопасности химической продукции, в том числе по лакокрасочной продукции и синтетическим моющим средствам.
Таким образом, основные положения системы технического регулирования в сфере нормирования требований к продукции, обращаемой на рынке Таможенного союза, были сформулированы и закреплены документально и в практике применения.
В целом основные положения сформировавшейся в Таможенном союзе системы технического регулирования таковы:
1. В интересах безопасности человека и окружающей среды, энергоэффективности и ресурсосбережения принимаются ТР ТС/ТР Союза. ТР ТС/ТР Союза определяют объекты, требования безопасности, правила идентификации и процедуры оценки (подтверждения) соответствия продукции и имеют прямое действие на территории государств – членов ТС.
В ТР ТС могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры, а также специфические требования, отражающие особенности, связанные с характерными для государств-членов климатическими и географическими факторами или технологическими особенностями, и действующие только на территориях государств – членов ТС.
В качестве основы для разработки ТР ТС применяются международные стандарты, за исключением случаев, когда они отсутствуют или не соответствуют целям принятия ТР ТС, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей. В случае их отсутствия применяются региональные документы, национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты.
Следует отметить, что сформированная система имеет много плюсов, к примеру относительно продукции из третьих стран, которая признается в государствах – членах Таможенного союза без предъявления дополнительных требований и процедур, если она прошла подтверждение соответствия требованиям актов Таможенного союза и ТР ТС в одном из них.
Сроки действия сертификатов соответствия на продукцию серийного производства – от 3 до 5 лет, а на партию и единичную продукцию – не ограничиваются.
Как видно из сказанного, система технического регулирования сформировалась на этапе создания Таможенного союза и должна получить дальнейшее развитие на этапе создания Евразийского экономического союза.
Каковы же существенные различия в нормах ранее действовавшего Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования и нормах технического регулирования создаваемого с января 2015 года Евразийского экономического союза?
Договором определен ряд принципов в области технического регулирования, которые частично применялись, но не были предусмотрены в Соглашении, в числе которых:
1) Установление единых обязательных требований в ТР Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств – членов ЕАЭС к продукции из Единого перечня (Решения КТС 526 и КТС 620).
2) Недопустимость ограничения конкуренции при оценке соответствия, согласно которому заинтересованные лица (заявители) могут подтверждать соответствие своей продукции или аккредитовывать свои ОПС и ИЛ в любом из государств – членов Союза.
3) Единство правил и методов исследования при обязательной оценке соответствия. В данном случае подразумевается, что для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР Союза должны применяться стандарты, включаемые в перечни документов, гармонизированных с ТР Союза (сейчас – ТР ТС).
4) Независимость органов по аккредитации, ОПС, органов государственного контроля (надзора) от производителей и потребителей. Данный принцип позволяет исключить коррупционные действия со стороны государственных органов и создать конкурентную среду на рынке товаров, ОПС и ИЛ.
5) Добровольность применения стандартов. Это один из главных принципов двухуровневой системы технического регулирования, когда в технических регламентах устанавливаются риски причинения вреда, а в гармонизированных стандартах – их нормы, что, при условии применения иных стандартов, дает возможность развития конкуренции на рынке.
6) Разработка и применение межгосударственных стандартов (ГОСТ) обеспечивает единство норм безопасности и признания результатов работ по подтверждению соответствия в условиях сложившего рынка и саморегулирования.
7) Гармонизация ГОСТ с международными (МС) и региональными стандартами. Применение данного принципа позволяет снимать любые технические барьеры при перемещении продукции через таможенные границы.
8) Гармонизация законодательства в области ответственности за несоблюдение обязательных требований и процедур оценки (подтверждения) соответствия. При реализации данного принципа рассматривается вопрос совершенствования требований к ответственности производителей продукции, в том числе не подпадающей под ТР Союза, гармонизированных с международными нормами.
9) Согласованная политика в области единства измерений позволяет признавать результаты контроля через обеспечение единства измерений.
10) Установление переходного периода при внедрении технических регламентов ТР Союза.
Что изменилось в самих положениях Договора «О Евразийском экономическом союзе» относительно «Соглашения».
В число объектов технического регулирования введены дополнительные процессы жизненного цикла продукции: «процессы проектирования (изыскания) и строительства». Специалисты строительной отрасли Казахстана неоднократно выходили с предложением исключить из разрабатываемых технических регламентов требования к безопасности объектов, не перемещаемых на территории других государств – членов Союза (зданий и сооружений, автомобильных дорог), однако данный вопрос пока не нашел своего решения в данном Договоре.
В целях исключения неправильного или двоякого толкования в Договор введен ряд актуализированных и новых терминов, которые представляли проблемы при их толковании и применении в ТР ТС. В их числе: «выпуск продукции в обращение», «государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза», «объект технического регулирования», «регистрация (государственная регистрация)», «свидетельство о регистрации (государственной регистрации)», «стандарт», «технический регламент Союза», «уполномоченное изготовителем лицо», «заявитель».
Введено ограничение на разработку национальных обязательных требований (технических регламентов государств – членов Союза), которая возможна только на продукцию, включенную в Единый перечень, утвержденный Комиссией Союза. На сегодня в работе применяется Единый перечень, утвержденный Решением КТС 526, до возможного его изменения. Соответственно, следует учитывать, что в отличие от ТР Союза национальные технические регламенты будут действовать без дополнительных процедур только на территории конкретного государства – члена Союза.
Определено, что правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены ТР Союза, будут определяться отдельным международным договором Союза, что связано с рассмотрением вопроса о разработке законодательного документа Союза «Об общей безопасности», который будет применяться к продукции, не подпадающей под требования ТР Союза.
В Договоре акцентировано внимание на норме маркировки продукции на русском и государственном языках, если последнее предусмотрено законодательством государства – члена Союза.
Относительно санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, которые не должны включаться в ТР Союза, в Договоре предусмотрено положение, что в ТР Союза могут содержаться санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер (что в большей степени присуще продукции растениеводства и животноводства).
К норме Договора об обращении продукции, соответствующей требованиям ТР Союза, на территории государства – члена Союза, без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия в переходный период, если документы о подтверждении соответствия получены до даты введения в действие ТР Союза и продукция в течение переходного периода может выпускаться по актам Таможенного союза или национальному законодательству, введена оговорка, что это не касается санитарных, фитосанитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, которые могут применяться на любом этапе действия ТР Союза.
Введена норма о включении в ТР Союза обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам жизненного цикла, ранее установленных актами Комиссии Союза до дня вступления в силу ТР Союза. Данное требование было включено, поскольку имели место случаи, когда в разрабатываемые ТР ТС не включались требования из пересматриваемых актов Таможенного союза, в результате чего у производителей продукции возникали проблемы при выпуске продукции в обращение на рынок государств – членов Таможенного союза (к примеру, по питьевой воде в ТР ТС 021/1001 «О безопасности пищевой продукции»).
С учетом степени риска причинения вреда Договором определена возможность введения в ТР Союза специальных требований, обеспечивающих защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Включено положение, которое сегодня особенно необходимо в связи с формированием Перечней стандартов, гармонизированных с ТР Союза (Перечень стандартов) в условиях, когда не все риски и показатели опасности, предусмотренные ТР ТС, закрыты стандартами. Оно, в частности, предусматривает, что до разработки соответствующих межгосударственных стандартов в Перечень стандартов, содержащий правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, могут включаться методики исследований (испытаний) и измерений, аттестованные (валидированные) и утвержденные в соответствии с законодательством государства – члена Союза. При этом перечень указанных методик исследований (испытаний) и измерений должен предоставляться уполномоченными органами государств-членов в Комиссии Союза.
Отдельно следует выделить положение Договора, касающееся особенностей, которые устанавливаются национальным законодательством государств – членов Союза, в области технического регулирования, оценки соответствия, стандартизации и аккредитации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к охраняемой в соответствии с законодательством государств-членов иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов.
Еще одна обновленная норма Договора, применяемая до вступления в силу ТР Союза к продукции, в отношении которой государствами-членами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении обязательного подтверждения соответствия и которая включена в Единый перечень продукции (КТС 620), подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, допускается к обращению на территории Союза, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории государства – члена ЕАЭС.
Сегодня ЕАЭС начата процедура пересмотра и актуализации Единого перечня продукции (КТС 620), подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, который будет продолжать действовать до введения в действие соответствующих технических регламентов Союза.
Интересно решение относительно требований к продукции третьих стран. По ним Договор предусматривает разработку отдельного международного договора Союза. Первый такой Договор уже разработан и касается государств – членов Содружества Независимых Государств, не входящих в Евразийский экономический союз.
Таким образом, наше общее завтра для государств – членов ЕАЭС вполне приемлемо и адекватно любым вызовам, так как нарабатываем мы его усилиями всех государств – членов ЕАЭС путем гармонизации с международными требованиями.