Архив
Григорий Мерисов,
генеральный директор
ТОО «Иокогава Электрик Казахстан»
Yokogawa Electric Corporation была основана в 1915 году
в Токио, Япония
Yokogawa имеет 89 офисов в 55 странах мира, численность сотрудников составляет свыше 19 тыс. человек
В 2006 году в Казахстане было открыто представительство ООО «Иокогава Электрик СНГ». А в 2010 году –
ТОО «Иокогава Электрик Казахстан» с офисом в Алматы
10 июня 2011 года в Атырау был открыт сервисный технический центр «Иокогава», который обслуживает стратегические проекты Западного Казахстана и ведет обучение инженерного состава заказчиков по эксплуатации оборудования, систем и контрольно-измерительных приборов «Иокогава»
Крупнейшими заказчиками ТОО «Иокогава Электрик Казахстан» являются компании: «КазМунайГаз», «ТенгизШеврОйл», Agip, Атырауский НПЗ, «АктобеМунайГаз», «Павлодарский НХЗ», «Уральская ТЭЦ», «ПетроКазахстан», «Казфосфат» и многие другие
Компания имеет государственную лицензию, сертификат соответствия системы менеджмента качества
ИСО 9001-2009 и входит в реестр поставщиков товаров, работ и услуг «Самрук-Казына»
Японские технологии пользуются заслуженной репутацией самого передового, инновационного и надежного оборудования. ТОО «Иокогава Электрик Казахстан», являясь представительством одного из мировых лидеров промышленной автоматизации –Yokogawa Electric Corporation, внедряет на рынке Казахстана комплексные системы автоматизации предприятий. Предлагаемые технологии уже используются в крупнейших отечественных компаниях нефтяной, газовой, химической, энергетической и других отраслей.
О том, как японские технологии воспринимаются и используются на отечественном рынке, мы поговорили с директором ТОО «Иокогава Электрик Казахстан» Григорием Сергеевичем Мерисовым.
– Григорий Сергеевич, насколько важна сегодня автоматизация современных предприятий?
– Комплексная автоматизация обеспечивает большую производительность при минимальных издержках. Повышается стабильность и прозрачность технологического процесса, минимизируется человеческий фактор, снижается себестоимость продукции.
У предприятий, использующих системы автоматизации, появляется особое конкурентное преимущество – высокое качество, что в свою очередь ведет к росту объемов производства и продаж.
В основу своей деятельности Yokogawa заложила видение завода будущего, где люди внимательны и ответственны, а бизнес четко и быстро реагирует на любые изменения рынка и потребностей заказчика. И у предприятий, внедривших на производстве технологии Yokogawa, это получается – за счет совершенного управления и непрерывной надежной работы производства.
– В чем главная особенность компании?
– Думаю, основной особенностью компании является то, что «Иокогава Электрик Казахстан» полностью представлена казахстанскими сотрудниками. Хотя зачастую в подобных компаниях высший менеджмент представлен иностранцами.
Несмотря на то, что Yokogawa является японской компанией, наши отечественные специалисты «перетягивают» японские технологии и самостоятельно адаптируют их для местного рынка. Япония, как известно, на шаг впереди планеты всей по технологиям, и самые передовые технологии мы внедряем с помощью наших казахстанских работников.
Это очень важно и соответствует программе Президента Республики Казахстан об эффективном трансферте технологий.
– Но ведь Япония известна высоким уровнем жизни и высокими ценами. Какова в таком случае ценовая политика компании?
– По сравнению с конкурентами наша ценовая политика очень лояльна. Ведь в Японии весь процесс производства полностью роботизирован, а это сводит к минимуму издержки на оплату труда. Затраты идут только на электроэнергию, материалы. Таким образом, затраты на производство приборов минимизированы. За счет этого мы удерживаем достаточно низкие для рынка цены. Кроме того, в компании есть программа скидок не только для государственных предприятий, крупных компаний, но организаций малого и среднего бизнеса. При этом качество остается на высшем уровне. Поэтому на рынке мы чувствуем себя свободно и легко.
– Кстати, о качестве. Эта тема является очень больной для Казахстана. Как этот вопрос решается в вашей компании?
– Самую большую поддержку по качеству оказывает, конечно, японский офис. Где бы ни были размещены производства Yokogawa, контроль качества всегда осуществляется головным офисом. Оборудование идет на склад Yokogawa или в специальную тестовую лабораторию и только потом попадает на рынок.
Второй важный момент – у нас имеется большой сервисный центр с гарантийным и постгарантийным обслуживанием. Если в датчике или серии датчиков происходит какой-то сбой, что случается крайне редко, то в обязательном порядке наша сервисная группа инициирует на токийском заводе специальный запрос и все производимые датчики проходят так называемую стресс-проверку. Если в результате этой проверки обнаруживается системная ошибка в приборе, то сервисные группы по всему миру получают специальную ведомость о том, что определенный датчик может иметь дефект. И абсолютно бесплатно, зная, кому продали эти датчики, мы устраняем причину, вплоть до замены датчика еще до того, как проблема возникла у остальных заказчиков.
Такая история была с одним хроматографом, высококлассным прибором, реле которого на одном заводе через полгода начало давать сбой. После проведения анализа было подтверждено, что эта проблема может возникнуть и на других приборах. Были оповещены сервисные офисы Yokogawa по всему миру. Мы приезжаем к заказчику, кому было продано аналогичное оборудование, меняем реле, ставим дополнительную гарантию и на реле, и на хроматограф и уезжаем. Заказчик в недоумении, у них пока не возникало никаких проблем за весь период эксплуатации. И теперь точно не возникнет. Вот это мы называем качеством.
На все приборы идет гарантия, к этому мы предлагаем полную поддержку по сервису.
– А как обстоят дела с кадрами? Ведь для решения вопросов автоматизации требуются специалисты высокого класса.
– У нас ведется большая работа в этом направлении. Первое, что мы делаем, – сотрудничаем с нашими университетами, в частности КазНТУ. Многие наши коллеги были приняты из КазНТУ. На данный момент мы подписываем соглашение об установлении в этом университете большого стенда Yokogawa. На этом стенде будет и система автоматизации, и приборы производства Yokogawa. Здесь по специальным методикам будут обучаться наши студенты. Соответственно, мы и себе, и рынку Казахстана готовим кадры.
У нас действительно высокий уровень специалистов. Они имеют профильное образование по автоматизации, прошли специализированные курсы по Yokogawa, где обучались и системе, и приборам, перенимают опыт зарубежных офисов компании.
– Как бы вы оценили тенденции отрасли автоматизации Казахстана?
– Рынок автоматизации будет расти еще долго. Строящимся современным заводам требуется автоматизация, а старым, в свою очередь, – модернизация. Очень большой потенциал у систем автоматизации сейчас в биоресурсах – учете энергоносителей воды, тепла и так далее.
И наша компания все время растет. Это достигается в том числе за счет того, что у нас единая команда. Чем еще отличается Yokogawa от других конкурентов, так это тем, что у нас нет разделения между казахстанской, российской, японской или другими группами. Когда мы беремся в Казахстане за какой-то проект, то всегда запрашиваем все компетенции Yokogawa, какие существуют в мире. И лишь после того, как нами впитан лучший опыт подобных проектов, предлагается оптимальное решение для отечественного рынка. За счет этого, конечно, конкуренции особой нет, потому как такого уровня услуги мало кто может предложить.
– А какое положение занимает Yokogawa Electric Corporation в мире?
– Сейчас корпорация занимает где-то 3–4-е место в мире, и это притом, что по сравнению с основными конкурентами линейка продукции компании не очень широкая. Сейчас компания работает над тем, чтобы расширить ассортимент востребованной рынком продукции и таким образом вырваться вперед. На данный момент готовится целый пакет новой продукции, пробные серии проходят тестирование, ведь японцы очень щепетильно подходят к вопросам качества и надежности. Планируется, что в 2014–2015 годах мы существенно расширим линейку.
– Вы могли бы озвучить вашу формулу успеха?
– Я думаю, формула успеха очень проста. Нужно к потребностям заказчика прибавить новые современные технологии и все это помножить на благо. Ведь к работе надо подходить с точки зрения создания чего-то хорошего, полезного, создания ценности, а не с точки зрения получения одной только выгоды. Иначе успеха не может быть.
Новый сернокислотный завод ТОО «Казфосфат», входящий в программу
«50 прорывных проектов Казахстана», построен в 2013 году в Жамбылской области. Для данного завода ТОО «Иокогава Электрик Казахстан» представило решение по комплексной автоматизации производства, лидирующее сразу по нескольким параметрам.
Всю систему автоматизации огромного завода обслуживает лишь один человек. Это является единичным случаем для казахстанской практики.
Кроме того, сама система представляет собой последнюю разработку японских технологий, аналогов которой пока в Казахстане нет. Новая система CENTUM VP R5 пришла на смену прежней CENTUM 3000, отлично зарекомендовавшей себя на производствах всего мира.
CENTUM VP R5 является системой реального времени, которая дает метку времени в тот момент, когда идет измерение параметра процесса. Система дает возможность прогнозировать и видеть любое развитие событий с точностью по времени, а также выявлять причины ошибки, сбоя и так далее.
Высоконадежная система предоставляет полную управляемость всех процессов, что очень важно для такого серьезного производства, как сернокислотный завод. Специалисты казахстанского офиса переняли опыт российских коллег, своими силами перенесли его на новейшую систему, адаптировали и внедрили на заводе.