Архив
На базе Центра по работе со специальными видами документации проведен очередной День информации, в работе которого приняли участие 85 специалистов от предприятий и организаций города Алматы, в т.ч. органов по подтверждению соответствия, технических комитетов по стандартизации, акимата и других местных органов власти, общественных объединений, НЭПК «Союз Атамекен», предприятий и организаций-производителей продукции.
Сотрудничество в рамках Таможенного союза (ТС) предусматривает применение ЕДИНЫХ:
• требований к органам по аккредитации;
• требований к процессу аккредитации;
• технических регламентов;
• стандартов;
• перечней продукции, подлежащей обязательной сертификации;
• форм сертификатов соответствия.
НЦА ведет национальные реестры по:
а) органам по подтверждению соответствия по Казахстану (119) и испытательных лабораторий (480);
б) выданным сертификатам соответствия (57) и декларациям о соответствии (9).
В недалеком будущем Казахстан, как и все страны ТС, перейдет на единые цены за работы по подтверждению соответствия продукции обязательным требованиям, установленным в Таможенном союзе.
Заинтересованные ОПС и ИЛ могут проходить аккредитацию в органах по аккредитации любой страны Таможенного союза, положительные результаты которой будут одинаковым образом признаваться в других странах Таможенного союза.
Утверждены 24 технических регламента Таможенного союза (ТР ТС) и Перечни стандартов, взаимосвязанных с ними (Перечни). Обращено внимание на следующее:
а) В ТР ТС включены формы и схемы оценки соответствия и правила применения Знака обращения продукции на рынке Таможенного союза.
Подтверждение соответствия продукции, отсутствующей в Едином Перечне Таможенного союза (решение КТС 620 от 7 апреля 2011 года) и ТР ТС, осуществляется по национальному законодательству государств-членов Таможенного союза.
б) Особенности внедрения ТР ТС предусмотрены переходными положениями ТР ТС, решениями Комиссии ТС или планами мероприятий по их внедрению, разрабатываемыми к каждому ТР ТС.
в) Если у заинтересованных лиц есть замечания и предложения к ТР ТС, то их надо решать до введения ТР ТС в действие. Также следует их отражать в данных мониторинга, периодически проводимого РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» на предприятиях и в организациях Казахстана на предмет их готовности к внедрению технических регламентов ТС.
г) Стандарты и документы России и Беларуси, включенные в Перечни стандартов, взаимосвязанных с ТР ТС, применяются без дополнительных процедур проведения их учетной регистрации (согласно приказам Комитета технического регулирования и метрологии, изданного к каждому ТР ТС – см. сайт КТРМ МИНТ РК «www.memst.kz, раздел «приказы»).
д) Вопросы отмены аналогичных технических регламентов Казахстана прорабатываются КТРМ МИНТ РК и органами государственного управления, ответственными за их разработку и действие.
е) С момента введения технического регламента в действие будут проводиться проверки его соблюдения.
ж) В настоящее время рассматриваются вопросы определения органов государственного управления, ответственных за проведение государственного надзора за соблюдением требований утвержденных, ТР ТС.
— Согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования разрешительной системы» исключается лицензирование деятельности по изготовлению материальных объектов с изображением Государственного герба Республики Казахстан и Государственного флага Республики Казахстан, что облегчит и упростит порядок производства продукции с изображением государственных символов Казахстана.
— Постановлением правительства РК от 14 декабря 2011 года №1529 утверждены квалификационные требования к лицензируемой деятельности по изготовлению Государственного флага РК и Государственного герба РК.
— С 11 января 2012 года оформление, удостоверение и выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения осуществляют территориальные торгово-промышленные палаты (см. ПП РК «Об определении органа (организации), уполномоченного на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения (СТ-KZ)).
— Решением КТС от 18 ноября 2011 года №850 утверждена новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС), основанная на гармонизированной системе описания и кодирования товаров 2012 года.
Какая система госнадзора действует в Европе?
Европа:
— определилась с понятием «надзор за рынком» — это не тотальный надзор, а сбор информации о качестве, продукции размещённой на рынке, на котором надзор проводится только за требованиями безопасности, установленными законодательством (техническими регламентами);
— установила единые принципы реформирования системы:
а) проводить реформу законодательства одновременно во всех ведомствах уполномоченных проводить государственный надзор в сфере частного предпринимательства;
б) актуализация законодательства в области малого предпринимательства.
Основные положения надзора за рынком в регламенте ЕС № 765/2008 от 9 июля 2008 г. прописаны в разделе 2 – «Структура сообщества по надзору за рынком»; разделе 3 – «Контролирование продукции, поступающей на рынок Сообщества»; разделе 8 – «Надзор за рынком».
В ходе комментариев государственный инспектор осветил опыт реформирования государственной системы надзора и контроля в Великобритании, Германии и Латвии и для сравнения озвучил общее количество надзорных органов в Великобритании (63) и Казахстане (57).
Поскольку закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК» разрабатывался на основе европейского опыта, то основные моменты оказались практически идентичными европейским.
Все предприятия (субъекты) республики в зависимости от степени опасности выпускаемой ими продукции законом разделены на субъекты с высокой (проверка 1 раз в год), средней (1 раз в 3 года) и незначительной (1 раз в 5 лет) степенью риска. Более того, определено, что субъект высокой или средней степени риска в зависимости от соблюдения требований законодательства по итогам года, может быть отнесен с субъектам другой степени риска и, соответственно, будет реже проверяться. К примеру:
— вместо 1 раза в 1 год — 1 раз в 3 года или 1 раз в 5 лет;
— вместо 1 раз в 3 года — 1 раз в 5 лет.
Государственный инспектор обратил внимание присутствующих на то, что любое проверяемое лицо может подать жалобу на государственных инспекторов, осуществляющих функции государственного надзора с нарушениями требований принятого законодательства.