Архив
Асет Исекешев,
заместитель Премьер-министра РК –
Министр индустрии и новых технологий
Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, стартовавшая в текущем году, вошла в русло практической реализации. По всем приоритетным отраслям и ключевым политикам разработаны системные меры и инструменты поддержки, определены объекты карты индустриализации, перспективные проекты для привлечения инвесторов.
Совершенствуется законодательство, готовится пакет нормативных правовых актов.
С удовлетворением хочу отметить, что предпринимаемые меры приносят первые положительные результаты. Так, в промышленности прирост производства составил 10,9 % и в этом есть весомый вклад обрабатывающих отраслей, которые впервые за многие годы достигли прироста в 18,7 %.
Вместе с тем, для достижения лучших результатов необходимо решение узловых проблем промышленности, придание большей динамичности индустриализации.
В послании Президента страны народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность повышения производительности труда. Глава государства поставил задачу – поднять уровень производительности труда к 2014 году на 50 % в обрабатывающем секторе и на 100 % – в отдельных секторах экономики.
В современном мире высокая производительность труда является конкурентным преимуществом страны. Благодаря высокой производительности развитые государства сохраняют лидерство.
Производительность труда в Казахстане остается на низком уровне. В машиностроении этот показатель около15 тыс. долл. США, у зарубежных конкурентов – 90 тыс. долл. США.
Низкая производительность объясняется целым рядом причин: высокий износ машин и оборудования, устаревшие технологии, которые обусловливают низкое качество и высокую себестоимость продукции. Таким образом, промышленность нуждается в масштабной модернизации, в качественном обновлении технологий.
На 23-ем пленарном заседании Совета иностранных инвесторов Главой государства поставлены следующие задачи по модернизации действующих предприятий:
первое — проведение аудита эффективности обновления основных производственных фондов всех крупных и средних предприятий страны;
второе — проведение открытых конкурсов на лучшие проекты форсированной модернизации активов с созданием независимой комиссии из лучших мировых специалистов для оценки результатов конкурса, а также практической реализации отобранных проектов;
третье — выработка системных мер по стимулированию предприятий к ускоренной модернизации производственных активов.
В рамках выполнения первой задачи Министерство индустрии и новых технологий совместно с Казахстанским институтом развития индустрии и Союзом «Атамекен» проводит технологический аудит предприятий.
Для формирования списка компаний, подлежащих технологическому аудиту, предварительно отобранные 620 предприятий были пропущены через сито следующих критериев:
Первый критерий. Предприятие, относящееся к приоритетным отраслям Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
Второй критерий. Региональное градообразующее предприятие.
Третий критерий. Предприятие — не относящееся к субъектам естественных монополий, добывающих и сервисных компаний.
Четвертый критерий. Предприятие — приватизированное в рамках программы приватизации в 90-х годах. Большинство приватизированных предприятий брали на себя обязательства по модернизации основных фондов. В этой связи целесообразно изучить реальное положение дел на данных предприятиях.
Пятый критерий. Предприятие численностью работающих не менее 50 человек.
Шестой критерий. Доля предприятия в структуре валового регионального продукта не менее 0,5 %.
Указанным критериям соответствуют около 200 предприятий, представляющих 10 отраслей промышленности. Всем предприятиям были направлены предложения принять участие в технологическом аудите. Свое согласие дали 187 предприятий, на которых с октября месяца проводится технологический аудит. Методика аудита была согласована с Всемирным Банком.
На сегодняшний день аудит завершен на 126 предприятиях. При этом Комитетом по государственному имуществу проведён анализ эффективности управления активами на 55 предприятиях, имеющих стратегическое значение.
Отмечается высокий износ оборудования на предприятиях металлургической отрасли – в среднем более 58 %, а по отдельным доходит до 70 %. На предприятиях машиностроения износ составляет – в среднем 57 %, в химической и фармацевтической отраслях – более 45 %.
По предварительным оценкам на модернизацию только 46 предприятий потребуется 145 млрд. тенге, из которых более 70 % необходимо на обновление основных фондов (технологического оборудования, производственных технологий и другие факторы производства), 17 % на совершенствование маркетинго-сбытовой технологии и около 13 % на модернизацию управленческих технологий.
Министерством индустрии и новых технологий при активном участии бизнес структур, крупных отечественных предпринимателей, банков и международных организаций разработан проект Программы «Производительность — 2020».
Эта программа нацелена на модернизацию и финансовое оздоровление средних и крупных предприятий. В ней предусмотрен широкий спектр мер государственной поддержки предприятий, желающих модернизироваться.
Для того чтобы попасть в Программу, предприятию необходимо пройти установленные этапы, а также соответствовать хотя бы трём следующим критериям:
— собственник или менеджмент должен иметь конкретный план (проект) по модернизации предприятия, который предусматривает двойное увеличение производительности труда;
— предприятие должно иметь благоприятную конъюнктуру на внутренних и внешних рынках, конкурентные преимущества и реальные возможности для повышения конкурентоспособности;
— предприятие должно относиться к приоритетным отраслям ГПФИИР;
— предприятие должно оказывать существенное влияние на социальные показатели региона;
— предприятие должно иметь возможности для диверсификации производства и интеграции в международные производственные системы;
— модернизация или финансовое оздоровление предприятия должно привести к существенному мультипликативному эффекту для развития смежных производств.
Реализация самой программы модернизации предполагается по двум направлениям:
Первое направление – предусматривает поддержку новых бизнес-инициатив и модернизацию действующих предприятий.
Второе направление предусматривает оздоровление предприятий как подготовительный этап перед модернизацией. Предварительные данные аудита показывают, что 20 % из обследованных предприятий могут модернизироваться без оздоровления, а 80 % предприятий требуют оздоровления, а только затем модернизацию.
Но я убеждён, что отдельные предприятия, задолженность которых превышает критический уровень, и основные фонды чрезмерно изношены, должны быть ликвидированы как несостоятельные должники. Их не стоит поддерживать даже ради обеспечения занятости. В случае банкротства этих предприятий их активы должны обрести более эффективного собственника.
В рамках первого направления меры государственной поддержки предусматривают:
— субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым операциям финансовых организаций;
— частичное гарантирование по кредитам или лизинговым операциям финансовых организаций;
— развитие производственной инфраструктуры;
— грантовая поддержка, в том числе инновационные гранты;
— предоставление сервисной поддержки ведения бизнеса;
— подготовка и переподготовка кадров;
— гарантированный заказ на долгосрочный период.
В рамках второго направления:
— субсидирование процентной ставки по имеющимся кредитам;
— рассмотрение вопроса предоставления отсрочки по погашению налоговой задолженности в бюджет без начисления пени, которая будет предусмотрена в установленном порядке в Налоговом кодексе;
— рефинансирование займов путем размещения целевого долгосрочного займа в финансовых организациях и вхождению в уставный капитал предприятий.
При этом компании должны раскрыть полную информацию по финансово-экономическому состоянию, кредитам и иной задолженности.
Ключевым фактором успешной модернизации является проект. Программой предусматривается, что проект проходит экспертизу в инжиниринговой компании, аккредитованной в уполномоченном органе. При этом компанию-эксперта определяет сам заявитель.
Сегодня в Казахстане имеется несколько десятков инжиниринговых компаний, открывают свои офисы фирмы из Австрии, Германии.
Как известно, на эффективность труда влияют инновационная активность и профессионализм менеджмента, что в целом принято называть управлением. Современные управленческие технологии являются фактором повышения результативности и рационального использования рабочей силы. Поэтому программой предусматривается внедрение на предприятиях современных управленческих технологий. Технологией рационального использования ресурсов является технология бережливости или ЛИН-технология.
С 2009 года Центром инжиниринга и трансферта технологий на 15-ти предприятиях внедрены данные технологии. В текущем году внедряются еще на 13-ти предприятиях приоритетных отраслей промышленности.
По каждому виду государственной поддержки Программы предусмотрена процедура с описанием пошаговых действий.
Для более глубокой проработки системных мер, а также передачи участникам программы передового практического опыты мы пригласили экспертов Всемирного банка, германского института Фраунгофер, ЮНИДО и других международных организаций. Совместно с институтом Фраунгофер планируем разработать «пилотные проекты» модернизации двух предприятий, а также рекомендации по системным мерам государственной поддержки.
Будет создан специальный консультативный орган из числа ведущих зарубежных экспертов. Таким образом, оказание мер государственной поддержки, а также опыт зарубежных институтов будут способствовать успешной реализации Программы «Производительность – 2020», повышению производительности труда и конкурентоспособности предприятий.
Правительство понимает всю важность модернизации для форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. В ближайшие годы модернизация станет одним из стержневых факторов реструктуризации промышленности.
Модернизация – это долгосрочный и динамичный процесс. Поэтому нам надо подготовиться к продолжительной, масштабной и, в то же время, кропотливой ежедневной работе. Определяющей будет роль коллектива самих предприятий, и не только менеджмента, но и рядовых работников. Хочу привести в пример национальную идею Индии: японское качество при китайской цене.
Механизм проведения модернизации
Этап вхождения в программу начинается с обращения предприятия в уполномоченный орган с предоставлением пакета документов.
Затем Уполномоченный орган проводит технологический аудит предприятия, по результатам которого готовит экспертное заключение. В нем отражается текущее финансовое и технологическое состояние, показатели конкурентоспособности продукции и другие характеристики.
Далее на основании положительного экспертного заключения результаты технологического аудита направляются в аккредитованную инжиниринговую компанию, которая готовит комплексный план модернизации предприятия. Предприятиям будут выдаваться целевые гранты на оплату услуг международных экспертов или аккредитованных консалтинговых компаний.
И наконец, экспертная оценка направляется предприятию с информацией о возможности участия по одному из следующих двух направлений.