Архив
Практика показывает, вопросы подтверждения соответствия
сегодня являются наиболее спорными и чувствительными для стран ТС
Последние изменения и связанные с ними актуальные вопросы системы технического регулирования Республики Казахстан были рассмотрены на Дне информации, организованном Южным филиалом РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» (КазИнСт) в городе Алматы. В нем приняли участие 82 специалиста предприятий и организаций города.
Злободневная тема применения правил разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций, а также практика типичных ошибок при регистрации и порядок присвоения обозначений стандартам организаций была раскрыта специалистом департамента КТРМ по городу Алматы Любовью Алексеевой. Она, ссылаясь на разъяснения Комитета технического регулирования и метрологии МИНТ РК (письмо № 21-01-4/1-2503-КТРМ от 18.05.2011 г.) пояснила структуру обозначения разрабатываемых в республике стандартов организаций, в которую входят:
— аббревиатура стандарта организации (СТ);
— сокращенное наименование организационно-правовой формы утверждающей организации, присвоенное при регистрации – для юридических лиц (например, СТ 5657-1901-АО);
— регистрационный налоговый номер (РНН) по ГК РК 09-2002 «Классификатор назначения платежей» – для физических лиц;
— условное цифровое обозначение системы (организационно-методической, общетехнической), если стандарт разработан на объекты, отнесенные к любой из межотраслевых систем стандартов, действующих в РК (например, к системе разработки и постановки на производство – 4., системе стандартов безопасности труда – 12. и т.д.). Цифровые обозначения общетехнических систем стандартов предусмотрены СТ РК 1.41-2003 «Статистические и условные цифровые коды, используемые в обозначениях стандартов и нормативных документах по стандартизации при их разработке»;
— порядковый номер стандарта организации, состоящий от 2-х до 6-ти цифр в зависимости от количества разрабатываемых и утверждаемых стандартов (например: 01- 021543);
— год утверждения (2011).
Пример обозначения стандарта организации юридического лица: СТ 5657-1901-АО — 4.-21-2011.
Пример обозначения стандарта организации физического лица: СТ ИП 031412497293-01-2011.
Действующие стандарты организаций, введенные в действие указанными выше комментариями, имеющие в своем обозначении — код ОКПО или БИН, действуют до внесения в них изменений и дополнений, а при их отсутствии – до окончания срока действия стандарта организации.
Что нового появилось в техническом регулировании на уровне Таможенного союза? На этот вопрос ответила Зинаида Демидова, начальник отдела южного филиала РГП «КазИнСт».
Она напомнила присутствующим о принятом Соглашении Таможенного союза (далее ТС) о единых принципах и правилах технического регулирования, согласно которому: формируется единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС.
Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах ТС.
Технические регламенты Таможенного союза (далее ТР ТС) имеют прямое действие на территории ТС.
В качестве основы для разработки ТР ТС используются международные стандарты.
Порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены ТР ТС устанавливается Комиссией Таможенного союза.
Со дня вступления в силу ТР ТС на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются.
В целях выполнения требований ТР ТС Комиссия утверждает перечень Международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов Сторон.
На переходный период, если не вступили в действие ТР ТС, то на территории стран ТС действует законодательство ТС и национальные законодательства сторон.
Законодательство Таможенного союза предусматривает до введения в действие ТР ТС использование ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ ТС (далее — Перечень), подлежащего подтверждению соответствия с оформлением документов по единой форме. Первый ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ был принят Комиссией Таможенного союза № 319 от 18 июня 2010 г. Он содержал 22 группы продукции, внутри которых 203 товарных позиции продукции, в том числе:
— Сельскохозяйственная техника.
— Машины для лесного хозяйства.
— Строительные материалы и изделия.
— Продукция легкой промышленности.
— Товары для детей и подростков.
— Изделия для ухода за детьми.
— Посуда.
— Средства индивидуальной защиты.
— Смазочные материалы, масла и специальные жидкости.
— Пищевая продукция.
— Корма и кормовые добавки.
— Табачная продукция.
ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ был введен с 01.07.2010 года и включал продукцию, в отношении которой на момент его формирования отсутствовали единые технические регламенты, а в странах Таможенного союза на нее были установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применялись одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений. Таким образом, изготовители и поставщики по своему выбору, исходя из экономической целесообразности, могли получать либо национальный сертификат соответствия страны назначения, либо сертификат соответствия по единой форме, если продукция включена в ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ. При этом ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ не отменял действие национальных перечней, а являлся альтернативой для участников бизнеса.
В новую редакцию ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ (принят Решением КТС № 620 от 7 апреля 2011 года) дополнительно к существующим были включены: звукозаписывающая аппаратура; одежда верхняя для девочек, сорочки для мальчиков; консервы овощные, томатные и грибные; соусы, кетчупы, приправы консервированные, майонез; консервы фруктовые и ягодные, масла растительные (соевое, оливковое, рапсовое, подсолнечное), парфюмерно-косметическая продукция, шины и спички.
С целью максимальной гармонизации ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ с национальными перечнями продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в государствах-членах ТС, изменена форма подтверждения соответствия отдельных наименований продукции. Так, низковольтное оборудование (электротехнические изделия, машины и приборы для механизации кухонных работ, приборы микроклимата и мягкой теплоты, инструмент ручной электромеханический со встроенным электродвигателем, прочие электробытовые приборы), светотехнические изделия (лампы, светильники) подлежат сертификации. Эта же процедура установлена для бытовой радиоэлектронной аппаратуры, средств вычислительной техники, материалов для дорожного строительства, изделий легкой промышленности для детей, игрушек и товаров для детей, посуды (детской).
Декларирование соответствия кормов для животных, птиц и рыб осуществляется на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Одновременно было принято важное решение о том, что выданные ранее по единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии на продукцию, для которой изменена форма подтверждения соответствия в ЕДИНОМ ПЕРЕЧНЕ, действуют без переоформления до окончания срока их действия. Изменение маркировки такой продукции в части нанесения знаков соответствия не требуется.
Кроме того, законодательством ТС было предусмотрено следующее:
— соответствие продукции, не включенной в ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ, подтверждается согласно национальному законодательству;
— маркировка продукции, ввозимой и производимой на территории стран ТС, должна соответствовать нормам национального законодательства страны назначения с учетом дополнений, установленных Едиными санитарно-эпидемиологическими требованиями стран ТС.
7 апреля 2011 года также было принято Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. В данном документе был систематизирован опыт трех стран в области оценки соответствия, учтена, хоть и не в полном объеме, международная практика и обеспечен единообразный подход к выбору схем подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС. Его применение позволит ускорить разработку единых технических регламентов, поскольку, как показывает практика, вопросы подтверждения соответствия сегодня являются наиболее спорными и чувствительными для наших стран. В то же время следует отметить, что действовать данное положение будет только для стран Таможенного союза.
Согласно принятому Положению оценка соответствия проводится в формах: подтверждение соответствия (декларирование соответствия, сертификации); регистрации, в том числе государственная; экспертиза, оценка пригодности, испытания, государственный контроль (надзора) и (или) иной форме.
Оценка соответствия продукции должна устанавливаться в ТР ТС с учетом специфики продукции, объекта ТР, степени риска причинения вреда человеку, окружающей среде.
В Положение включена таблица, определяющая возможные комбинации форм оценки соответствия. Причем для всех случаев оценки соответствия, в качестве обязательной, предусмотрена форма государственного контроля, т.к. техническое регулирование разделяет ответственность за безопасность и потребительское качество между государством и агентами рынка. Другие возможные формы оценки соответствия объектов технического регулирования (регистрация, в т.ч. государственная, экспертиза, оценка пригодности) даны в различных комбинациях с формами подтверждения соответствия (сертификацией, декларированием соответствия). Здесь же, в Положении, предусмотрено, что выбор форм и схем оценки соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и вреда от применения продукции, прошедшей оценку соответствия и факторов:
— степень потенциальной опасности продукции;
— чувствительность показателей к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов;
— статус заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик);
— адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия целям ТР.
Возьмем, к примеру, оборудование, работающее в обычных условиях или во взрывоопасных средах. Что опаснее? Отсюда должен исходить и выбор форм оценки соответствия.
В принятом Положении Подтверждение соответствия в форме сертификации предусматривает использование 9 схем: с 1С по 9С:
Схемы 1С и 2С предусматривают испытания образцов продукции, в первом случае с проведением анализа состояния производства, во втором — сертификацией системы менеджмента. Обе схемы применяются для серийной продукции. При этом Заявителем сертификации может быть только изготовитель, в том числе иностранный, при наличии уполномоченного изготовителем лица на территории ТС. Сертификат соответствия при использовании любой из схем выдается на серийную продукцию.
Схемы 5С и 6С предусматривают исследование проекта на продукцию, в первом случае проводится анализ состояния производства, во втором — сертификация системы менеджмента. Обе схемы применяются для серийной продукции, если в полной мере невозможно или затруднительно подтвердить соответствие готового изделия. Сертификат соответствия при использовании любой из схем выдается на серийную продукцию.
Схемы 7С и 8С основаны на испытании типа продукции, в первом случае проводится анализ состояния производства, во втором — сертификация системы менеджмента. Обе схемы применяются для сложной продукции, предназначенной для постановки на серийное и массовое производство, а также в случае планирования выпуска большого числа модификаций продукции. Заявителем в обеих схемах может быть только изготовитель, в том числе иностранный, при наличии уполномоченного изготовителем лица на территории Таможенного союза. Сертификат соответствия при использовании любой из схем выдается на серийную продукцию.
Схемы 3С и 9С предусматривают сертификацию партии продукции, первая на основе испытания образцов, вторая – анализа технической документации. Схема 9С используется для сертификации партии продукции ограниченного объема, поставляемой иностранным изготовителем или для сложной продукции, предназначенной для оснащения предприятий на территории ТС. Заявителем в случае применения схемы 3С может быть продавец (поставщик), изготовитель, в том числе иностранный. В случае применения схемы 9С заявителем может быть только изготовитель, в т.ч. иностранный, при наличии уполномоченного изготовителем лица на территории ТС. Сертификат соответствия при использовании любой из схем выдается на партию продукции.
Схема 4С применяется к единичной продукции на основе испытания единичного изделия. Заявителем в случае применения схемы 4С может быть продавец (поставщик), изготовитель, в том числе иностранный. Сертификат соответствия выдается на единичную продукцию.
В принятом КТС Положении Подтверждение соответствия в форме декларации о соответствии предусматривает использование 6 типовых схем: с 1Д по 6Д.
При использовании схем 1Д и 2Д испытания образцов продукции проводит изготовитель. Схему 1Д используют для серийной продукции с обязательным производственным контролем. Схему 2Д используют для партии продукции или единичного изделия. При декларировании по схеме 1Д заявителем является изготовитель государства-члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза. При декларировании по схеме 2Д заявителем является изготовитель, продавец (поставщик) государства-члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза. При использовании схемы 1Д выдается декларация о соответствии на серийную продукцию. При схеме 2Д выдается декларация о соответствии на партию, единичную продукцию.
Схемы 3Д и 4Д аналогичны процедурам в схемах 1Д и 2Д, с той разницей, что испытания проводит не изготовитель, а аккредитованная лаборатория (центр).
Схемы 5Д и 6Д применяются для серийной продукции с обязательным производственным контролем со стороны изготовителя. Заявителем в обеих схемах является изготовитель государства-члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза. Различия в данных схемах: 5Д – испытание типа продукции; 6Д – испытание образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) с обязательной сертификацией системы менеджмента и инспекционным контролем со стороны органа по сертификации систем менеджмента.
Кроме того, чтобы система технического регулирования работала эффективно, принято Положение о порядке формирования перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.
Ринат Баутов, директор Алматинского филиала ТОО «Национальный центр аккредитации» рассказал о работе, проведенной в Казахстане по совершенствованию системы аккредитации.
Аккредитация — часть инфраструктуры системы качества республики. Ее главная задача — обеспечение признания результатов работ по подтверждению соответствия, проводимых органами по подтверждению соответствия и испытательными (калибровочными) лабораториями, аккредитованными национальным органом по аккредитации республики. В этом Казахстану помогают: Международная кооперация по аккредитации лабораторий (далее-ILAC) и Международный форум по аккредитации IAF (далее-IAF), внесшие ощутимый вклад во всемирную гармонизацию процедур оценки соответствия на основе заключения между странами-членами соглашений о признании.
ILAC создана в 1978 г, объединяет органы по аккредитации 70-ти стран мира, 58 из которых подписали Соглашение о взаимном признании ILAC (Япония, США, Великобритания, Италия, Германия, Франция…). Девиз Соглашения: «Испытано единожды — признано везде».
IAF объединяет деятельность органов по оценке соответствия более 60-ти стран мира.
Цель деятельности ILAC и IAF – координация деятельности органов по подтверждению соответствия и лабораторий, разработка критериев их оценки, создание условий взаимного признания протоколов испытаний и сертификатов соответствия, и, как следствие, устранение технических барьеров в торговле.
Система упрощенной торговли между странами может успешно действовать только в том случае, если орган по аккредитации и орган по подтверждению соответствия будут работать по единым критериям, одобренным во всемирном масштабе.
Казахстанская система аккредитации, сложившаяся после распада СССР, не соответствовала международным требованиям, и Правительством Казахстана была поставлена цель – обеспечить признание казахстанских протоколов испытаний и сертификатов на международном уровне и вступить равноправным членом в ILAC в 2010 году.
Казахстан одним из первых среди стран СНГ провел реформу системы аккредитации в области оценки соответствия.
В 2010 году Казахстан стал полноправным членом ILAC и подписал Международное Соглашение о взаимном признании, приняв на себя обязательства.
В течение последних трех лет международные эксперты ILAC проводили оценку систем аккредитации, технического регулирования и метрологии Казахстана в целом.
Такие международные Соглашения имеют критически важную роль в деле признания результатов измерений между странами. По сути, каждый член такого Соглашения признает аккредитованные лаборатории других членов соглашения, как если бы они сами аккредитовали лаборатории других стран.
При этом каждый орган аккредитации, являющийся полноправным членом Соглашения, берет на себя обязательство соблюдать условия Соглашения и следовать процедурам ILAC по оценке, а именно:
— поддерживать соответствие текущей версии стандарта ИСО/МЭК 17011, необходимых руководящих документов ILAC, а также выполнять несколько дополняющих и важных требований;
— обеспечивать соответствие деятельности всех аккредитованных лабораторий требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025 или ИСО 15189 и документов политики и руководств ILAC в этой области.
3 февраля 2011 года в целях практической реализации Соглашения о членстве в ILAC между ILAC и ТОО «Национальный Центр Аккредитации» подписано Лицензионное соглашение на использование Знака ILAC-MRA.
По условиям Соглашения:
— орган по аккредитации имеет право распоряжаться Знаком ILAC-MRA без каких-либо ограничений, но соглашение не предусматривает использование Знака ILAC-MRA в коммерческих целях.
— ILAC предоставляет органу по аккредитации право на использование Знака ILAC-MRA только совместно с его собственным знаком (Комбинированный Знак MRA). Комбинированный Знак применяется в деятельности по аккредитации, входящей в область признания органа по аккредитации, в первую очередь, на аттестатах аккредитации.
Комбинированный Знак ILAC-MRA-NCA предоставляет информацию о том, что NCA является стороной, подписавшей Соглашение о взаимном признании, и демонстрирует его статус в рамках Соглашения ILAC (MRA).
Лицензионное соглашение на использование NCA Знака ILAC-MRA дает право органу по аккредитации на заключение дополнительного сублицензионного Соглашения (договора), на применение Лабораторного комбинированного знака ILAC-MRA со своими аккредитованными лабораториями, что дает им право на демонстрацию аккредитации подписантом Соглашения ILAC.
Лабораторный комбинированный знак ILAC предоставляет информацию о том, что лаборатория, выдавшая протокол по испытаниям, сертификат калибровки или другой документ, была аккредитована подписавшейся стороной Соглашения о взаимном признании ILAC.
Лабораторный комбинированный знак состоит из знака ILAC-MRA и знака аккредитации НЦА с регистрационным номером аттестата аккредитации субъекта аккредитации.
В соответствии с Законом РК «Об аккредитации в области оценки соответствия», а также с требованиями международного стандарта ИСО/МЭК 17025, регламентирующего требования к аккредитованным испытательным и калибровочным лабораториям, для обеспечения качества проводимых испытаний продукции, подтверждения и признания достоверности результатов испытаний и калибровки, необходимо участие в межлабораторных сравнительных испытаниях среди аккредитованных поверочных, калибровочных и испытательных лабораторий (центров).
Одним из эффективных способов подтверждения качества результатов испытаний лаборатории является проверка ее компетентности посредством межлабораторных сравнительных испытаний.
С этого времени лаборатории должны постоянно поддерживать и доказывать международному сообществу соответствующий уровень компетентности и выполнения требований ILAC. Значительно повысилась их ответственность за выданные протоколы, за качество и достоверность испытаний и поверок.
Лаборатории должны выполнять все требования органа по аккредитации согласно стандарту и международным документам ILAC. Важным моментом является то, что лаборатории должны самостоятельно обеспечивать участие в межлабораторных сравнительных испытаниях для доказательства своей технической компетентности.
Следующий шаг – вступление в Международный Форум по аккредитации IAF.
Для этого необходимо получить признание региональной организации РАС (Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество по аккредитации). В связи с этим проводится подготовка к дополнительной оценке, проводимой экспертами РАС в текущем 2011 году.
В настоящее время ведется работа по устранению несоответствий и замечаний, выявленных экспертами РАС при оценке в прошлом году, и ожидается дополнительный визит оценщиков РАС.
Надо отметить так же, что важным достижением было получение международного признания измерительных и калибровочных возможностей Казахстана Международным бюро мер и весов (БиАйПиэМ).
Принятые меры в совокупности позволяют снизить затраты производителей и экспортеров, проводящих испытания своей продукции в лабораториях за счет снижения или устранения необходимости повторных испытаний в другой стране.