Архив
Мерей Мугиынов, руководитель Управления
социального партнерства Департамента труда
и социального партнерства Министерства
труда и социальной защиты населения РК
Анализ экономической ситуации в развитых странах мира показывает, что социальная политика на их предприятиях стала экономической необходимостью уже несколько десятилетий назад. В Казахстане также постепенно приходят к пониманию, что переход к социально ответственному бизнесу – это единственный шанс на выживание компании в будущем. Для популяризации и стимулирования работы в данном направлении в нашей стране проводится республиканский конкурс «Парыз». Об итогах недавно проведенного конкурса редакция попросила рассказать руководителя Управления социального партнерства Департамента труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Мерея Рамазановича Мугиынова.
«Конкурс социальной ответственности бизнеса «Парыз» был учрежден Главой государства в 2008 году, – прокомментировал Мерей Рамазанович. – 11 декабря 2018 года состоялась уже 11-я по счету церемония награждения одной из престижнейших наград нашей страны. Ее организаторами стали Министерство труда и социальной защиты населения РК совместно с Министерством энергетики РК, Нацио-
нальной палатой предпринимателей «Атамекен», Федерацией профсоюзов РК и акимами областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента.
За эти годы в конкурсе приняло участие более 5 тыс. компаний (5036) со всех регионов страны. А его лауреатами на сегодняшний день являются 284 предприятия! Среди них 134 субъекта крупного предпринимательства, 150 средних и малых предприятий.
Статистика по участникам конкурса «Парыз» за годы его проведения показывает положительную динамику роста социальной ответственности казахстанских предприятий.
Все больше становится владельцев бизнеса, которые связывают свою собственную судьбу с обществом и страной. И касается это предпринимателей из самых различных отраслей экономики.
Судите сами. За годы проведения конкурса на строительство, реконструкцию и модернизацию производств предприятиями выделено около 73 млрд тенге. Их затраты на благоустройство и озеленение составили более 37 млрд тенге.
На развитие, сохранение, воспроизводство биоразнообразия направлено более 5 млрд тенге, высажено 475 тыс. деревьев!
Возвращаясь к недавно проведенному конкурсу, отмечу, что в 2018 году об участии в нем заявила 391 компания из разных уголков Казахстана. Много было достойных претендентов. Но конкурс есть конкурс. Выбирали тех, кто особенно отличился в данный отрезок времени. Лауреаты были определены по четырем номинациям: «Лучшее социально ответственное предприятие», «Лучшее предприятие в области охраны труда», «Лучший коллективный договор» и «За вклад в экологию».
Победителей выбирали в двух категориях: субъект малого и среднего предпринимательства и субъект крупного предпринимательства.
О каждом из них можно сказать много хороших слов. Но приведу лишь один пример. Решением республиканской комиссии по присуждению званий лауреатов конкурса Гран-при конкурса «Парыз» 2018 года удостоена компания ТОО «Казцинк». Высшую награду вручил Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Почему именно этому предприятию отдали пальму первенства? Потому что на социальные нужды оно выделило значительные суммы, а это является одним из важных критериев конкурса. Так, в 2017 году затраты «Казцинка» на благотворительность составили 11 млрд тенге. В том числе на развитие инфраструктуры регионов, поддержку объектов здравоохранения, спорта, культуры и искусства, поддержку традиционных религий (мечетей, храмов, синагог), благотворительную помощь малоимущим гражданам, спонсорскую помощь детским домам, интернатам и т. д. Затраты на обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации на одного работника составили более 428 тыс. тенге. Затраты на охрану и безопасность труда на одного работника достигли 483 тыс. тенге.
Было время, когда социальные функции традиционно выполняло только государство. Бизнес платил налоги, а государство тратило их часть на социальные нужды. Однако за последние 10 лет ситуация изменилась, социальная политика на предприятиях становится экономической необходимостью. Владельцы бизнеса понимают, что главный капитал компании – это люди и начинают проявлять заботу о своих сотрудниках, затем их забота распространяется и на различные слои населения, и на решение экологических проблем и т. д.
Хочу подчеркнуть, что лауреаты конкурса получают право использования эмблемы конкурса в рекламных целях в течение трех лет, а это является залогом для дальнейшего процветания бизнеса. Ведь лояльный потребитель, выбирая из широкого ассортимента аналогичных товаров или услуг, при покупке отдаст предпочтение тому продукту, который будет ему напоминать о вечных ценностях – доброте, заботе, дружбе, любви. Именно такое восприятие компании в уме потребителя формирует социальная ответственность бизнеса. В настоящее время министерством также прорабатываются дополнительные меры поддержки лауреатов конкурса».