ТС и ВТО
Бегимше Жузенов, директор департамента Комитета технического регулирования и метрологии по ЮКО
Сегодня все компании заботятся о повышении конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Конкурентоспособная продукция — это продукция высокого качества. Как известно, техническую инфраструктуру качества составляют стандартизация, метрология, испытания, система менеджмента качества и сертификация. Все эти компоненты взаимосвязаны и должны развиваться вместе, только тогда можно говорить о качестве продукции.
Основные направления работы департамента Комитета технического регулирования и метрологии по Южно-Казахстанской области учитывает все эти компоненты технической инфраструктуры, где особое внимание уделяется анализу состояния дел в области внедрения систем менеджмента качества (СМК) в соответствии со стандартами серии ИСО 9000, изучению и применению действующих технических регламентов. Эта деятельность проводится в тесном взаимодействии с филиалом РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» и местными исполнительными органами.
В области на 336 предприятиях сертифицировали системы менеджмента на соответствие требованиям ИСО 9001, 14001, 22000, OHSAS 18001, API сертификации Q1. Еще 36 предприятий готовится к сертификации СМК.
В помощь при достижении компаниями указанных выше целей специалисты департамента оказывают им методическую и консультативную помощь, систематически анализируют ход работ по внедрению и сертификации СМК.
В настоящее время имеется положительный опыт работы ряда предприятий Южно-Казахстанской области в условиях функционирования современного менеджмента, в число которых входят: АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Химфарм», ТОО «МФ «Корона», АО «Шымкентмай», ТОО «Шымкент құс», Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова, АО «ВИЗИТ», ТОО «Юникс», ТОО «КазНИИХимпроект» и др. Эти предприятия достигнутыми результативностью и эффективностью доказывают, что они реализуют один из фундаментальных принципов современного менеджмента «Постоянное улучшение процессов».
Польза СМК
Что же сейчас дает им система менеджмента качества согласно требованиям международным стандартам (МС):
— обеспечение общей структуры для координации и связи между подразделениями;
— улучшение систем, процессов, оценка их эффективности и результативности, повышение производительности труда;
— идентификация задач и концентрация усилий на потребностях и ожиданиях потребителей;
— мониторинг результатов, достигнутых в представлении услуг;
— представление свидетельств безопасности окружающей среды для потребителей;
— создание базы для улучшения деятельности и результатов производства продукции.
Конкретный пример
ТОО «МФ «Корона», выиграв государственный грант, внедрило систему управления безопасностью продуктов питания ИСО 22000:2005. Это был трудоемкий процесс, но зато сейчас безопасность продукции контролируется на каждом этапе ее производства. И конечный результат оправдывает затраченные усилия. Имея сертификат на систему менеджмента качества международного уровня, ТОО «МФ «Корона» не только укрепило имидж предприятия, предлагающего товары и услуги наивысшего качества, но и расширило рынки сбыта, увеличило прибыль.
Помощь предприятиям
Созданной в области рабочей группой из представителей департамента местных исполнительных органов и филиала РГП «КазИнСт» по определению готовности отечественных производителей к переходу на международные стандарты согласован и утвержден график посещения и разъяснения данных вопросов среди топ-менеджеров предприятий, вошедших в Карту индустриализации по программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. В настоящее время в регионе реализуется 51 инвестиционный проект. На сегодняшний день рабочей группой посещены 15 из них.
В ходе посещения предприятий их сотрудники были ознакомлены с международными правовыми документами в области технического регулирования, предпринимаемыми санитарными, ветеринарными и фитосанитарными мерами, им разъяснили основные принципы систем менеджмента качества и эффект от внедрения и сертификации СМК. Данная работа документировалась протоколами.
В результате бесед с представителями предприятий выяснилось, что у многих новых предприятий отсутствуют нормативные документы, в соответствии с которыми должна выпускаться продукция на предприятиях: например, в ТОО MaxLightGroup отсутствовала база по утилизации отработанных ламп (ртутьсодержащих отходов).
Данные проблемы были обсуждены на заседании рабочей группы и проработаны пути их решения. Большое внимание уделяется участию в разработке государственных стандартов. Ведь уже на рассмотрении находятся поправки в закон РК, предусматривающий исключение в целях подтверждения соответствия продукции стандартов организации.
Также разъяснительная работа проводится в рамках применения законодательства РК о техническом регулировании. Регулярно проводятся дни открытых дверей, которые совмещены с семинарами-совещаниями по вопросам внедрения СМК. Информационная работа подкрепляется выступлениями в СМИ, число которых за последний год превысило более 50.
Конечно, достижения департамента КТРМ по ЮКО в вопросе внедрения и сертификации систем менеджмента, динамики роста осведомленности предпринимателей в данном вопросе налицо.
Стимулируют данный процесс принимаемые государственные требования по использованию СМК, в их числе прямые отраслевые требования по внедрению отраслевых стандартов, таких как пищевая безопасность или производство изделий медицинского назначения.
Есть проблемы
Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд.
Практика показывает, что суммарно два фактора становятся доминирующими целями для принятия решения при внедрении и сертификации систем менеджмента. Первая — благие намерения со стороны государства подвигли предприятия внедрять и, главное, сертифицировать системы менеджмента качества. Вторая — необходимость получения сертификата для приобретения преимущества при участии в тендерах. Эти факторы могут привести к проявлению «бумажных» систем менеджмента, соответственно, на рынке появляются предложения по ускоренной сертификации.
Конкурсы качества
Конкурсы качества играют важную роль в развитии предприятия, они формируют философию качества и принципы совершенствования организации.
Не случайно принимать участие в них могут только те организации, которые внедрили систему менеджмента. Для популяризации конкурсов качества и разъяснения правил оформления конкурсных материалов специалисты департамента постоянно проводят семинары на базе предприятий – потенциальных участников конкурса. Эта работа проводится совместно с представителями филиалов РГП «КазИнСт» и Управления предпринимательства и промышленности по ЮКО. Как результат — ежегодно предприятия-изготовители достойно представляют нашу область.
Результаты надзора
Департаментом в ходе реализации основных направлений проводятся проверки соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования и метрологии. Результаты проверок показывают, что не все руководители ответственно относятся к вопросам качества и безопасности производимой продукции, работ и услуг. Например, на основании обращения Национальной ассоциации энергосбережения и энергоэффективных технологий проведена внеплановая проверка в ТОО «Шымкент-Курылыс» по вопросу соблюдения требований технического регламента «Требования к безопасности конструкций из других материалов», утвержденного постановлением правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года №1351.
Установлено, что при строительстве цирка на 1200 мест в г. Шымкенте Южно-Казахстанской области были нарушены требования указанного технического регламента по пунктам 84, 85. Согласно требованиям технического регламента для обеспечения безопасности людей в местах повышенной опасности использование конструкций из безопасного стекла (многослойного или закаленного) является обязательным. В помещениях повышенной опасности, предназначенных для массового пребывания (из расчета 1 человек и более на 2 м2) и прохода людей, необходимо использовать конструкции из безопасного облицовочного материала, многослойного или безопасного закаленного стекла. Те же требования по использованию «закаленного стекла» предусмотрены проектной документацией. Фактически при строительстве цирка применялось не закаленное стекло производства Ирана.
По результатам проверки руководителю ТОО «Шымкент-Курылыс» выдано предписание о запрете использования не закаленного стекла при строительстве цирка на 1200 мест в г. Шымкенте ЮКО. Направлено представление на имя акима Южно-Казахстанской области и в Управление государственного архитектурно-строительного контроля по ЮКО.
Однако, несмотря на указанные меры воздействия, подрядчиками меры по исполнению требований технического регламента были исполнены только после вмешательства органов прокуратуры.
В январе текущего года в г. Кентау произошла авария на теплоэлектростанции. Акиматом была создана специальная комиссия для выяснения причин случившихся событий и принятия соответствующих мер. В состав комиссии вошли представители нашего департамента. В результате была установлена метрологическая необеспеченность необходимыми средствами измерения давления и температуры, применяемые средства измерений были без метрологической поверки. Комиссией даны конкретные указания по устранению нарушений. Департамент со своей стороны принял к ответственным лицам административные меры воздействия в виде штрафов и запретов применения средств измерений. Но к устранению ответственные лица принялись также только после вмешательства органов прокуратуры.
ВТО и СМК
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и предстоящее вступление нашей страны в члены Всемирной торговой организации (ВТО) предусматривает широкое внедрение на предприятиях и организациях всех секторов экономики страны систем менеджмента качества (СМК). Целью внедрения и использования СМК на основе международных стандартов является повышение конкурентоспособности отечественных товаров. Открытие рынка при вступлении в ВТО выгодно для населения, потому что люди получат возможность покупать товары более высокого качества за меньшую цену. А это в свою очередь заставит конкурировать внутренних производителей с зарубежными. Поэтому уже сейчас, пока есть время, товаропроизводители должны всерьез побеспокоиться о повышении конкурентоспособности своей продукции. Вот здесь основным помощником может стать внедренная и эффективно работающая система менеджмента качества.
Проверка достоверности
Так, созданной Комитетом технического регулирования и метрологии (КТРМ) МИНТ РК комиссией проведена проверка в ТОО «Аст-Юг Холдинг» и в ЮКФ АО «НаЦЭкС» на предмет достоверности определения 100 % доли казахстанского содержания в каустической соде пр-во ТОО «Аст-Юг Холдинг» из поваренной соли. Проверка инициировалась по обращению АО «Каустик» г.Павладар на имя первого вице-министра индустрии и новых технологий РК г-на Рау А.П.
При проверке установлено, что представленный при экспертизе в ЮКФ АО «НаЦЭкС» (20.01.2011г.) технологический процесс по производству каустической соды не идентичен технологическому процессу на момент внеплановой проверки (март 2012г.). Предприятие-производитель ТОО «Аст-Юг Холдинг» объяснил данный факт демонтажем предыдущего технологического процесса в связи с его энергоемкостью. Данный факт вызвал сомнение в фактической доле казахстанского содержания как 100%, но доказательной базы нет и опровержение не возможно.
При проведении проверки председатель комиссии Бекбосынов Б., назначенный КТРМ, не соглашался с объективными мнениями членов комиссии, что, в конечном счете, привело к нарушению Закона РК «О государственном контроле и надзоре в РК» выразившееся в составлении двух актов по одному проверяемому субъекту. Более того, Бекбосынов Б. пренебрегая приказом председателя Комитета, докладывает о результатах рассмотрения обращения на прямую в министерство.
Создалось впечатление, что председатель комиссии в течении всей внеплановой проверки, придерживался мнения, отраженного в обращении АО «Каустик» (г. Павладар) за № 02-376 от 7 февраля 2012 года, что в Средней Азии и Казахстане на сегодняшний день существует три хлор-щелочных производства — это АО «Каустик» (Казахстан, г. Павлодар), ОАО «Навоиазот» (Узбекистан, г. Навои) и АООТ «Таджикхимпроект» (Таджикистан, г. Яван), как неопровержимый факт, исключая возможность создания новых химических производств, тем самым ставя под сомнение реализацию Государственной Программы по развитию химической промышленности в РК на 2010 — 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 30 сентября 2010 года № 1001, основными целями и задачами которого является создание условий для дальнейшего развития химической промышленности, создание новых конкурентоспособных химических производств на основе передовых технологий.
И тот факт, что Бекбосынов Б. в своей докладной, направленной в профильное министерство, пишет, что факты, изложенные в обращении АО «Каустик» подтверждены, что производственного цеха вообще нет, можно квалифицировать как не признание принципов презумпции добросовестности физического или юридического лица, согласно статьи 4 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».