В 2012 году в сфере надзора по защите прав предпринимательства проведено 42 проверки, выявлено почти 4 000 нарушений, внесено 63 представления, 12 протестов, по мерам надзора отменено 243 незаконных акта, защищены конституционные права 513 субъектов предпринимательства, к дисциплинарной ответственности привлечено 131 должностное лицо.

Такие цифры озвучил Жандос Умиралиев, заместитель прокурора города Алматы, во время проведения круглого стола на тему «Чиновник и предприниматель», организованного Алматинским филиалом НЭПК «Союз «Атамекен» и прокуратурой города Алматы.
В работе круглого стола приняли участие представители городской прокуратуры: заместитель прокурора города Ж. Ж. Умиралиев, начальник Управления прокуратуры города А. Б. Алибеков, прокурор Бостандыкского района Б. А. Жумаканов, заместители прокуроров семи районов города Алматы.
Жандос Умиралиев в своем выступлении отметил: «Установлено, что органами ЧС, СЭС, фармконтроля, экологии и метрологии не учитываются показатели системы управления рисками, то есть они не применялись вообще. Формирование плана носило хаотичный характер и не отвечало принципам государственной политики в сфере защиты предпринимательства. Такая практика создает широкое поле для возникновения проявлений коррупции. По результатам актов надзора отменено почти 2 000 (1 938) незаконно запланированных поверок (ЧС – 590, СЭС – 1 229, фармконтроль – 64, экология – 24, метрология – 31). Мерами реагирования, праворазъяснительной работой удалось снизить количество запланированных проверок органов СЭС и ЧС более чем на 21%, при этом количество снятых проверок – на 30%».

Периодичность проверок

Согласно данным прокуратуры города, основным видом нарушения порядка планирования проверки является несоблюдение принципа периодичности проверок, основа которого – неправильное толкование норм законодательства.
По словам заместителя прокурора города, согласно статье 16 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», плановая проверка назначается с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам, из чего следует, что предприниматель, проверенный, к примеру, в октябре, не может быть подвергнут плановой проверке раньше чем в октябре следующего года.
Контролирующим же органом данная норма истолкована следующим образом: предприниматель подвергается проверке один раз в календарный год – без учета даты последней проверки. Согласно такому пониманию закона, предприниматель, проверенный в декабре, может быть проверен уже в январе следующего года.
Таким образом, неправильное толкование закона привело к незаконному назначению органами ЧС и СЭС 130 плановых проверок предпринимателей, проверенных менее чем год назад.

Вмешательство в предпринимательскую деятельность

Значительное число нарушений связано с осуществлением проверок органами и должностными лицами, не имеющими на это права.
Как разъяснил Ж. Умиралиев, анализ прокурорских проверок свидетельствует о стремлении органов и должностных лиц, не наделенных контрольными функциями, вмешиваться в деятельность предпринимателей. Например, при рассмотрении обращения директора ТОО «Сонар Мунай онимдери» Е. С. Смаилова установлены факты нарушения законодательства о государственном контроле и надзоре путем вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Так, сотрудники налогового органа (а не комитета технического регулирования и метрологии), не являясь уполномоченными лицами по проверке качества и соответствия техническим регламентам нефтепродуктов и выходя за рамки предписания и своих полномочий, произвели отбор образцов бензина (для чего были привлечены работники испытательной лаборатории ТОО «НЦЭН ORGANIC») с целью проведения испытаний на соответствие требованиям технических регламентов на трех автозаправочных станциях, принадлежащих ТОО «Сонар Мунай онимдери».
При проведении отбора образцов продукции для экспертизы были нарушены требования статьи 21 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
По результатам проверки по представлению прокуратуры незаконные отборы образцов нефтепродуктов были прекращены, а главный налоговый инспектор приказом начальника налогового управления привлечен к дисциплинарной ответственности.
Факты незаконных проверок
По данным прокуратуры, в январе прошлого года заместителем акима Бостандыкского района В. Ким была проведена проверка деятельности ИП «Кемер 91». За незаконную проверку, не входящую в полномочия местного исполнительного органа, В. Ким привлечен к административной ответственности по статье 153 КоАП РК.
В другом случае акиматом города был разработан так называемый План мероприятий по соблюдению субъектами земельных правоотношений земельного законодательства, который предусматривал проведение проверок 183 субъектов предпринимательства.
Незаконный акт акимата по протесту прокуратуры отменен, необоснованное вмешательство в деятельность предпринимателей пресечено.

«Скорая прокурорская помощь»

При прокуратуре города и районных отделениях созданы группы мобильного реагирования на незаконные действия органов власти в отношении предпринимателей.
Согласно данным, которые привел Ж. Умиралиев, в 2012 году поступило 74 сигнала, из них 26 нашли свое подтверждение. Например, в апреле прошлого года на телефон доверия поступил сигнал о том, что на территории рынка «Ялян» неизвестным лицом проводится проверка, сопряженная с вымогательством у предпринимателей денежных средств.
Принимая во внимание, что негосударственные объединения граждан не наделены функциями контроля, был организован оперативный выезд на рынок.
Установлено, что Г. А. Ускенбаев, представляясь членом общественного совета Талгарского района по борьбе с коррупцией, предъявлял поддельное служебное удостоверение и проводил проверки субъектов предпринимательства.
В отношении Г. Ускенбаева возбуждено уголовное дело по факту мошенничества и подделки документов. Указанное дело рассмотрено судом, вынесен обвинительный приговор – 2 года ограничения свободы.
С группой мобильного реагирования городской прокуратуры связывайтесь по тел.: +7 727 265 02 96, 265 02 80.
Директором филиала Национальной экономической палаты Казахстана было внесено предложение создать Общественную приемную и при Алматинском филиале НЭПК «Союз «Атамекен» для оперативного решения проблем предпринимателей.