Почему затягиваются процедуры при закрытии фирм? Какими правами при этом наделены предприниматели и какие обязанности на них возложены? За что фирмам закрывают счета? Как бизнесмену самому, без штрафов, устранить нарушения? «Вопросы совершенствования налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса» обсудили в Алматы на круглом столе, организованном Алматинским филиалом НЭПК «Атамекен». Налоговый департамент южной столицы представляли: начальник Налогового департамента по городу Алматы Бейбит Карымсаков и начальник Управления налоговых апелляций и разъяснений по городу Алматы Ерганат Нурбаев. Акимат города представляла Шолпан Бижанова – начальник отдела малого бизнеса Управления предпринимательства и промышленности. В обсуждении приняли участие руководители бизнес – ассоциаций, директоры и бухгалтеры предприятий.

Как закрыть фирму?

Наибольшее число вопросов предпринимателей было задано по поводу проблем, возникающих в связи с закрытием фирм. Отвечая на них, Бейбит Карымсаков отметил: «Да, есть моменты, когда в затягивании сроков виноваты отдельные наши работники, мы с ними разбираемся, наказываем, многих отстраняем. Но на практике, и это в большинстве случаев, проблемы возникают от того, что налогоплательщики сами нарушают закон. Когда-то открыли предприятие и бросили, то есть не сданы отчетности, не уплачены налоги, немало случаев, когда потеряны бухгалтерские документы, не можем разыскать должностных лиц и так далее. А налогоплательщику кажется все просто – сдают заявления и хотят быстро получить справку. Сейчас данный вопрос решен на законодательном и организационном уровнях. Все процедуры по исполнению налогового законодательства регламентированы, есть четкие требования, неисполнение которых влечет наказание в виде доначисленных налогов, пени и штрафов, и, конечно же, лицо, которое решило «закрыться», не сможет получить положительную справку».

Перечислим внесенные изменения

Во-первых, на сегодня ИП перед закрытием проверку не проходит. При условии вовремя сданной отчетности и своевременной уплаты налогов контакты с налоговой службой не требуются, достаточно заявления.
Во-вторых, если нет деятельности, предприниматель вправе приостановить деятельность законодательно, теперь достаточно одного заявления.
В-третьих, при регистрации юридических лиц органы юстиции не должны запрашивать справку об отсутствии налоговой задолженности.
В-четвертых, Налоговым кодексом определены четкие сроки рассмотрения заявлений в связи с прекращением деятельности. Более того, в Алматы они сокращены (рассматриваем в течение 20-ти дней).
В-пятых, каждое заявление заносится в информационную систему, сроки рассмотрения контролируются в автоматическом режиме, при этом ответственность лиц рассматривается еженедельно.
В итоге значительно сокращено количество остатков заявлений.
К примеру, если на начало 2009 года остаток нерассмотренных заявлений в связи с прекращением деятельности составлял по ИП более 4 тыс., то сейчас на рассмотрении находится 450 заявлений, а по юридическим лицам по всем поступившим текущим заявлениям проводятся 299 проверок, нерассмотренных заявлений нет».

«Черный список» предприятий

Деятельность лжепредпринимателей и фирм-однодневок вызывает немало споров. «При проведении нами анализа вызывает сомнение отсутствие на предприятии штата работников, кроме единственного учредителя и руководителя в одном лице, а при этом оно имеет миллиардные обороты, как по доходам, так и по затратам. Кроме того, фирма не платит налоги, не имеет никаких активов и материальной базы, а также зарегистрирована по адресу, где потом не обнаруживается. Только в текущем году по результатам произведенных налоговых обследований 192 налогоплательщика с оборотом по реализации за один квартал 157 млрд тенге сняты с учета по НДС, материалы направлены в органы финансовой полиции», – отметил Бейбит Карымсаков.
Согласно данным Налогового департамента, в так называемый «черный список» на сегодня занесено более 9 тыс. предприятий с признаками лжепредпринимательства, сумма оборотов которых за 2010-2012 годы составила более 1 трлн тенге. По отработке указанных «контор» налоговиками города совместно с правоохранительными органами пошагово расписан алгоритм и уже по 221-му из них в судебном порядке признана недействительной государственная регистрация.

Контрагенты лжепредприятий

На сегодня судами Республики Казахстан признаны лжепредприятиями 1214 предприятий. Налоговым кодексом исключение расходов из вычетов и сумм НДС из зачета по операциям с лжепредприятиями регламентировано ст. 115 и 258. В целях предупреждения заключения сомнительных сделок с налогоплательщиками, признанными в судебном порядке лжепредприятиями, их список размещен на web-портале Налогового комитета МФ РК www.salyk.kz.
Налоговыми органами города Алматы на основании уведомлений, выставленных в адрес 1068-ми контрагентов в 2011 году, дополнительно начислено налогов на сумму 2,8 млрд тенге, устранено нарушений по операциям на сумму около 9 млрд тенге.
С начала текущего года контрагентам лжепредприятий вручено 295 уведомлений на общую сумму нарушений 7,1 млрд тенге, в результате отработки дополнительно начислено налогов на сумму 959,9 млн тенге.
Данные начисления на основе налоговых уведомлений произведены только половиной контрагентов в результате самостоятельного устранения ими нарушений.

С 1 января 2013 года предусмотрен окончательный
переход на применение ИИН/БИН

Однако, к сожалению, есть предприятия, которые вместо устранения нарушений ищут различные незаконные пути ухода от исполнения налоговых обязательств:
• получив уведомления, начинают мигрировать (перерегистрация) из одного региона в другой;
• производят реорганизацию предприятия путем слияния или присоединения;
• производят перерегистрацию на подставных лиц;
• «рисуют» дополнительные декларации на более ранние периоды или производят замену поставщика на бездействующие предприятия, банкротов и так далее.
Так, например, при отработке контрагентов лжепредприятий и предприятий, чья государственная регистрация признана недействительной, 315 налогоплательщиков с суммой налогов 2,0 млрд тенге перерегистрированы в другие регионы, также 4 контрагента с суммой налогов 7,6 млрд тенге реорганизованы путем слияния.
Обычно для действующего бизнеса реорганизация в виде слияния или присоединения означает, что предприятие хочет дальше развиться, оптимизирует организацию бизнеса объединением активов и обязательств. Но налицо обратное – это делается только для того, чтобы не платить налоги. Все проблемные вопросы, жалобы связаны только с предприятиями, которые не намерены серьезно вести бизнес, созданы лишь для отмывания незаконно добытых активов.
К сожалению, факт – лжепредприятия встречаются в каждом втором акте налоговых проверок и каждый второй иск в суд связан с данным вопросом. На сегодня нет судебных решений, которые оправдывали бы взаимоотношения с подставной фирмой. Все потому, что на самом деле лжепредприятие не может оказывать услуги или продавать товар, взаиморасчеты строятся только на оформленных ими первичных документах.

Камеральный контроль.
Попробуйте сами

На сегодняшний день камеральный контроль стал действенным инструментом администрирования, дающим налогоплательщикам право на самостоятельное устранение нарушений.
Этот новый метод работы налоговых органов активно применяется с 2009 года и на сегодняшний день его эффективность подтверждается результатами работы. А с 2010 года он в части КПН и НДС автоматизирован. С того момента налоговыми органами города Алматы сформировано и отработано 85 тыс. уведомлений по камеральному контролю, что составляет порядка 34% от всех уведомлений по республике.
С внедрением автоматизированного камерального контроля повысился контроль за работой самих налоговых органов в данном направлении, введен трехуровневый онлайн-мониторинг и контроль (центральный аппарат – область – район).
На сегодня по всем направлениям камерального контроля дополнительно начислено налогов на сумму 32,9 млрд тенге (по НДС – 22,6, по КПН другим – 10,3 млрд тенге).

В «черном списке» находятся 9 737 предприятий
с оборотом за 2010-2012 годы более 1 трлн тенге,
сумма предполагаемого ущерба превышает 462 млрд тенге

Кроме того, одним из основных направлений налогового администрирования является отработка плательщиков КПН, получивших по итогам 2011 года убытки. Сформированы сведения в отношении 7 565 НП, по которым общая сумма убытков в 2011 году составила 778,0 млрд тенге. В результате отработки 905 НП уменьшили убытки, с учетом перенесенных, на сумму 223,5 млрд тенге, или 28,8% от общей суммы подлежащих отработке убытков. При этом 95 НП представили ДФНО к начислению по КПН на сумму 335,5 млн тенге.

Снижение административных барьеров

По мнению представителей Налогового департамента, введение в действие нового Налогового кодекса упрощает налоговые процедуры и снижает административные барьеры для МСБ, чему способствуют:
• установление единого налогового периода для представления налоговой отчетности по всем налогам – квартал, за исключением КПН – календарный год, акциз – месяц;
• введение единого срока представления налоговой отчетности – не позднее 15 числа второго месяца после окончания налогового периода.
Теперь налогоплательщику для сдачи отчетности отведено 1,5 месяца вместо 20 дней, как это было раньше. Этого срока должно быть достаточно, чтобы составить более точную отчетность и не отвлекаться потом на дополнительные декларации;
• отмена уплаты авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса;
• оптимизация отчетности: ее объем сократился на 37%, количество представляемых приложений – на 68%. При этом значительно сократилась налоговая отчетность – за счет исключения дополнительных форм к декларациям и расчетам. Исключаемые из форм налоговой отчетности сведения теперь содержатся в налоговых регистрах, которые налогоплательщик ведет самостоятельно с целью обобщения и систематизации информации. Налоговые регистры предъявляются по требованию налогового органа только при проведении налоговой проверки. Также из налоговой отчетности исключена информация, которая может быть получена от других государственных органов;
• оптимизация налоговой отчетности, представляемой субъектами малого предпринимательства – введение единой формы налоговой отчетности 910.00 по ИПН и социальному налогу, ИПН, удерживаемому у источника выплаты, ОПВ и социальным отчислениям (раннее СМБ представляли 910.00 и 201.00);
• предоставление права продления срока представления налоговой отчетности до 15 дней по всем декларациям и расчетам, за исключением расчета сумм авансовых платежей по КПН, а по годовой декларации по КПН до 30 дней;
• возможность в период отсутствия деятельности не представлять налоговую отчетность (приостановление представления отчетности по заявлению), кроме отчетности по налогам на имущество, транспортные средства, земельному налогу и плате за пользование земельными участками;
• единый срок уплаты – в течение 10 календарных дней с установленного срока для представления налоговой отчетности (ранее сроки уплаты были установлены от 5 до 10 рабочих дней).

Лжепредприятия встречаются в каждом втором
акте налоговых проверок, каждый второй
иск в суд связан с данным вопросом

Оптимизация форм налоговой отчетности проведена и с 2012 года.
Так, объем ФНО в 2012 году сократился по сравнению с 2011 годом: приложения – на 53%, страницы – на 63%, строки – на 57%.
Ежегодно растет количество НП, представляющих ФНО в электронном виде. Так, если в 2009 году удельный вес представивших ФНО в электронном виде в общем количестве представленных ФНО в налоговые органы Алматы составлял 71,5%, то в 2012 году – 86,8%.
Для оценки уровня удовлетворенности работой налоговых органов общественными организациями ежегодно с 2007 года проводится опрос субъектов бизнеса и населения. По результатам проведенного в 2011 году опроса налогоплательщиков Алматы уровень их удовлетворенности качеством, скоростью предоставления налоговых услуг и компетентностью сотрудников составил 97%, что значительно выше показателя 2010 года (66%) .
Упрощение налоговых процедур для налогоплательщиков – субъектов малого предпринимательства нашло отражение и в проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения с 2013 года», который находится на рассмотрении в Парламенте, и в случае принятия предложенных новшеств налогоплательщикам предоставят следующие послабления:
• освобождение ИП, применяющих СНР, от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
• увеличение предельного дохода для применения СНР на основе патента – с 200-кратного МЗП до 300-кратного; для ИП по упрощенной декларации – с 10 млн тенге в квартал до 1500 МЗП, а для юридических лиц – с 25 млн тенге до 3000 МЗП.
• для налогоплательщиков, применяющих СНР на основе упрощенной декларации, налоговым отчетным периодом будет являться полугодие вместо квартала, кроме того отменится представление расчета текущих платежей по налогу на имущество и земельному налогу, останется только декларация за год;
• патент для ИП будет формироваться в информационной системе и распечатываться налогоплательщиком в «Кабинете налогоплательщика», то есть отпадет необходимость ходить в налоговый орган.