Архив
Бахыт Даденов,
президент АО «Алматинский
вагоноремонтный завод»
Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб), построенная в 1926–1931 годах, соединила Среднюю Азию с Сибирью и стала одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. 1 452 км рельсовой колеи были проложены через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески. Строительство Турксиба имело большое государственное и экономическое значение, магистраль соединила кратчайшим путем богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами Южного Казахстана и республик Средней Азии.
Одновременно с открытием Туркестано-Сибирской железной дороги в 1933 году в Алма-Ате был организован вагонный участок № 3, ставший впоследствии знаменитым Алматинским вагоноремонтным заводом.
Основной деятельностью АО «Алматинский вагоноремонтный завод» является предоставление услуг по деповскому, капитальному, капитально-восстановительному ремонту пассажирских вагонов и их модернизации, изготовлению и восстановлению запасных частей, узлов и оборудования для подвижного состава с обеспечением необходимого уровня безопасности и качества.
Первоначально завод был ориентирован на выпуск легких видов ремонта пассажирских вагонов, таких как ДР, КР-1. По мере освоения производственных мощностей специалистами завода были освоены тяжелые виды ремонта пассажирских вагонов – КР-2 и КВР (капитально-восстановительный ремонт) с модернизацией. При анализе выпуска вагонов за последние три года прослеживается тенденция общего увеличения выпуска вагонов, особенно тяжелых объемов, таких как КР-2 и КВР.
В структуру завода входят 5 основных производственных цехов: вагоносборочный, колесно-тележечный, ремонтно-комплектовочный, электрохолодильный, деревообрабатывающий, участок защитных покрытий и полимеров (гальванический), а также вспомогательные подразделения: транспортный участок, ремонтно-механический цех, бюро инструментального хозяйства, административно-хозяйственный цех, службы по обслуживанию и эксплуатации инженерных сетей и коммуникаций.
АО «АВЗ» также имеет возможность производить капитальный ремонт электродвигателей всех типов и воздушных компрессоров, изготовление металлоконструкций, нестандартного оборудования, гальваническое покрытие металлических изделий (хромирование, никелирование матовое, никелирование блестящее, омеднение), полимерное покрытие металлических изделий, изготовление изделий из дерева, сушку древесины, любые виды механической обработки металлов.
Благодаря работе АО «АВЗ» путешествие в комфортных вагонах со всеми удобствами стало доступным для всех казахстанцев и гостей нашей страны.
При выполнении капитально-восстановительных ремонтов производится модернизация узлов и систем существующего пассажирского вагонного парка, оснащение вагонов биовакуумными системами туалетов, новыми системами климат-контроля, системами отопления и водоснабжения, санитарной подготовки воды, телевизионными и видеосистемами, создаются условия для проезда людей с ограниченными физическими возможностями.
АО «АВЗ» в настоящее время выполняет следующие проекты модернизации:
– замена потолков вагонов ЦМО и ЦМК на пластиковые, металлические с полимерным покрытием;
– замена существующих замков дверей купе на замки с новым принципом действия с фиксацией в открытом и закрытом положении;
– установка азиатского унитаза в купейных вагонах с нерабочей стороны тамбура;
– модернизация системы освещения вагонов ЦМО и ЦМК с заменой светильников люминесцентного типа на светодиодный в соответствии с современными требованиями;
– изготовление пластиковых полов туалетов для всех типов пассажирских вагонов;
– модернизация тормозного оборудования вагона;
– установка облегченной двери купе для удобства в эксплуатации, уменьшения износа эластичных роликов, направляющей шины;
– модернизация вагона для перевозки пассажира с ограниченными возможностями (инвалида-колясочника).
Кроме того, заводом внедрены проекты по замене деревянных оконных рам на алюминиевые рамы со стеклопакетами. Проводится модернизация энергосистем вагонов с заменой генератора, установка на вагоны и замена преобразователей с 110 на 220 Вт, установка электробытового оборудования (холодильников, микроволновых печей, телевизоров, баков для нагрева воды, систем напорного водоснабжения и так далее).
Конструкторско-технологическим отделом АО «Алматинский вагоноремонтный завод» были разработаны чертежи, по которым изготовлен редуктор ТК-2. В настоящее время редуктор успешно прошел обкаточные испытания.
В целях оснащения ремонтных цехов и отделений АО «АВЗ» технологическим оборудованием в соответствии с «Регламентом технической оснащенности технических подразделений ремонтных предприятий по ремонту пассажирских вагонов» приобретено современное оборудование: станок для балансировки карданных валов, стенд для испытания тормозных цилиндров, приборы для контроля колесных пар и так далее.
При выполнении ремонта пассажирских вагонов используется современное оборудование и технологическая оснастка.
Ремонт выполняется согласно поточно-попозиционному методу ремонта. Завод располагает уникальным технологическим оборудованием от европейских производителей. Это моечная машина портального типа для обмывки пассажирских вагонов французской фирмы «ВИЗУМАТ», дробеструйная камера для очистки кузова вагона бельгийской фирмы «НАЙКЕНС», окрасочная камера бельгийской фирмы «НАЙКЕНС», оборудование для обработки пиломатериалов, прессы для склеивания внутренних перегородок из фанеры с пластиком от западных производителей, форматно-раскроечные, рейсмусовые и фрезерные станки; новое современное металлообрабатывающее оборудование: листогибочные станки, лазерный и плазменный комплексы для раскроя листового металла, листопробивной станок (панч-пресс), токарные и фрезерные станки, сварочное и подъемно-транспортное оборудование, а также другое технологическое оборудование, оснастка и инструменты, необходимые для выполнения всех видов работ, связанных с плановыми видами ремонта и модернизацией пассажирских вагонов.
Коллективом завода проделана огромная работа по созданию трех медицинских составов передвижных консультативно-диагностических поездов «Денсаулық», «Жәрдем» и «Саламатты Қазақстан» – от разработки проектов до реконструкции вагонов и выпуска составов на линию. Эти поезда в настоящее время курсируют по территории РК и оказывают медицинскую помощь жителям Казахстана.
Поезда «Денсаулық», «Жәрдем» и «Саламатты Қазақстан» являются поликлиниками на колесах и предназначены для оказания специализированной помощи и оздоровительных услуг жителям отдаленных поселков и станций, где отсутствуют медицинские учреждения, а также для оказания помощи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.
При создании медицинских поездов произведена модернизация:
– электрооборудования вагона (перевод на более современные узлы энергообеспечения вагонов), установка преобразователей напряжения для питания бытового электрооборудования (телевизоры, холодильники, микроволновые печи, стиральные машины, водонагреватели и так далее);
– крышевой кондиционер на 28 кВт;
– биологически чистый туалет;
– напорная система водоснабжения;
– система обеззараживания питьевой воды;
– принципиально новые потолки;
– оборудование мобильного спутникового комплекса;
– встроенные светильники;
– ролл-шторы;
– нестирающееся напольное покрытие;
– произведена модернизация светильников – замена люминесцентного освещения и ламп накаливания на светодиодное освещение.
В составе поездов – 8 вагонов, 5 из которых представляют собой лечебно-диагностические подразделения, 2 спальных вагона для проживания обслуживающего персонала, 1 вагон с дизельной установкой для питания оборудования во время стоянки поезда.
Во врачебно-консультативных вагонах расположены кабинеты, оснащенные современным оборудованием, таким как офтальмологический, стоматологический и ЛОР-комбайны, цифровой флюорограф. Медицинские поезда располагают диагностическим оборудованием, мини-операционной, лабораторией, лечебной аппаратурой. А поезд «Саламатты Қазақстан», кроме того, располагает выходом в Интернет и средствами телекоммуникации.
Страницы истории
1933 г. – с открытием Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) в Алма-Ате был организован вагонный участок № 3.
1956 г. – на вагонном участке № 3 организована ремонтная база пассажирских вагонов с вагоносборочным цехом, который производил ремонт пассажирских вагонов с деревянным кузовом, а с 1958 г. – современных вагонов.
1958 г. – в связи с увеличением объема перевозок вагонному участку № 3 был дан статус вагонного депо 12. Депо специализировалось на ремонте грузовых и пассажирских вагонов. В состав депо входили цеха эксплуатации, текуще-отцепочного ремонта, ВКМ и цех по ремонту пассажирских вагонов.
1971 г. – произведена первая реконструкция – пристроен малярный цех с шестью малярными позициями.
1980 г. – произведена реконструкция с пристройкой электрогенераторного цеха и цеха по ремонту холодильного оборудования ЦМВ.
1982 г. – освоен ремонт вагонов с климустановкой. В вагонном депо ст. Алма-Ата-1 построен цех по ремонту редукторно-карданных приводов и организован ремонт приводов со сменой элементов.
1987 г. – введен в эксплуатацию контрольный пункт автосцепки (КПА), где производился ремонт и проверка автосцепного устройства подвижного состава.
1991–1992 гг. – освоен капитальный ремонт пассажирских вагонов первого объема.
1995 г. – положено начало «Проекту развития мощностей железнодорожного транспорта Республики Казахстан».
1997 г. – начало реконструкции вагонного депо на ст. Алматы-1 с производственной мощностью: деповской ремонт вагонов – 1 000 ед. в год, капитальный ремонт вагонов – 500 ед. в год.
1997 г. – открытие строительства по подпроекту «Реконструкция вагонного депо на ст. Алматы-1» по займу ОЕСF, на котором присутствовал Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.
1999 г. – приказом № 206-ЦЛ статус вагоноремонтного цеха филиала вагонного депо изменен на Алматинский вагоноремонтный завод. Заложенные в проекте производственные мощности и технологические возможности обеспечили переход на КР-2 с последующим освоением КВР.
2001 г. – в соответствии с постановлением Правительства РК от 04.06.2001 года № 756 «Об утверждении Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2001–2005 годы» принято решение о создании АО «Алматинский вагоноремонтный завод».
2009 г. – в состав АО «АВЗ» вошли два товарищеских объединения: ТОО «РемПВ-1» и ТОО «РемПВ-2».