Архив
Новации и перспективы развития нормативной правовой и нормативной базы РК в сфере управления отходами.
Немногие задумываются над тем, что разнообразный мусор и отходы, с которыми мы сталкиваемся практически повсюду в повседневной жизни, могут содержать вредные вещества и представлять угрозу не только для окружающей среды, но и для самого человека.
В Казахстане во всех населенных пунктах, особенно в крупных городах, остро стоит проблема сбора, хранения и переработки все возрастающих объемов коммунальных отходов. Основным методом обращения с отходами на сегодняшний день является размещение отходов на полигонах. При этом эксплуатация большинства полигонов и свалок коммунальных отходов в Казахстане не соответствует нормативным требованиям. По данным Министерства охраны окружающей среды (2010 год) 97 % существующих в стране полигонов не соответствуют требованиям экологического и санитарного законодательств. Только четверть населенных пунктов республики охвачено услугами специализированных предприятий по сбору и вывозу отходов, а остальные оставлены без обслуживания.
Одним из основных факторов, влияющим на решение проблемы накопления отходов в республике, является развитие законодательной и нормативной базы в области управления отходами.
Основным нормативным документом является Экологический Кодекс РК, принятый в 2007 году. В нем впервые установлены требования к обращению с отходами, которые соответствуют международным экологическим стандартам. Экологический Кодекс устанавливает требования к отходам в жизненном цикле предприятий, на отдельных стадиях жизненного цикла отходов и этапах управления отходами. В части требований к отдельным видам отходов Экологический кодекс охватывает только требования к опасным и коммунальным отходам.
Однако эти требования носят обобщенный характер и не позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности для здоровья людей и окружающей среды.
Технические требования к продукции и процессам ее жизненного цикла устанавливаются в технических регламентах и стандартах.
На сегодняшний день в Казахстане нет ни одного национального технического регламента, устанавливающего требования по обращению с отходами. Отходы не включены в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, что означает отсутствие регулирования вопросов безопасного обращения с отходами на уровне Таможенного Союза.
Для ликвидации пробела в техническом регулировании и установлении обязательных требований, обеспечивающих безопасность здоровья людей и окружающей среды при обращении с коммунальными отходами, Министерство охраны окружающей среды РК выступило с инициативой разработки технического регламента по безопасному обращению с коммунальными отходами. Целью разработки данного технического регламента является установление требований безопасности к процессам жизненного цикла коммунальных отходов, развитие требований Экологического кодекса по раздельному сбору отходов и утилизации ценных компонентов, а также отделения и обезвреживания опасных составляющих коммунальных отходов.
Технический регламент направлен на предотвращение опасных факторов при обращении с коммунальными отходами, в числе которых:
— наличие огнеопасных, токсичных (ядовитых), инфицирующих веществ в составе совместно собранных коммунальных отходов;
— эмиссии тяжелых металлов и стойких органических загрязнителей (диоксинов и фуранов, полихлорированных дифенилов и трифенилов, бифенила А и др.) в атмосферный воздух, почву и подземные воды при попадании опасных отходов на полигон;
— эмиссии парниковых газов при захоронении органических отходов;
— неуклонное возрастание изъятия земель из обращения для строительства полигонов вследствие увеличения объемов образования коммунальных отходов.
Технический регламент устанавливает общие и специфические требования на всех этапах жизненного цикла коммунальных отходов: сбор, хранение, транспортировка, утилизация, переработка и размещение их на полигонах.
Разделение коммунальных отходов по видам отходов необходимо осуществлять непосредственно у источника их образования, при этом основными фракциями отходов, собираемыми раздельно, могут быть бумага и картон, упаковочные отходы, стекло, лом черных и цветных металлов, органические отходы, отходы, обладающие опасными свойствами. Степень раздельного сбора определяется, прежде всего, наличием в регионе мощностей для утилизации и переработки различных видов отходов. Данные виды отходов могут быть помещены в разные контейнеры с соответствующей маркировкой. Транспортировка коммунальных отходов производится специализированными предприятиями на специально оборудованных транспортных средствах, обеспечивающих предотвращение потерь отходов в пути. Технологии утилизации и переработки коммунальных отходов должны удовлетворять критериям, применяемым для наилучших доступных технологий.
Кроме того, технический регламент устанавливает специфические требования при обращении с отдельными видами коммунальных отходов: органическими отходами, электронными отходами, отработанными химическими источниками тока, упаковочными отходами с целью особого регулирования обращения с данными видами отходов. В настоящее время эти отходы собираются совместно с бытовыми отходами и подвергаются захоронению на полигонах, несмотря на их опасные свойства и высокую ресурсную ценность.
При внедрении требований технического регламента большую роль играют местные исполнительные органы, которым, согласно Экологическому Кодексу, следует обеспечить оптимальную систему сбора отходов с учетом специфики того или иного региона республики. Внедрению эффективной системы сбора отходов могут способствовать также производители и поставщики тех товаров, в конце жизненного цикла которых образуются опасные отходы. В первую очередь, к таким товарам относятся аккумуляторы, батарейки, электронное и электрическое оборудование. Необходимо внедрение в Казахстане расширенной ответственности производителей, которая заключается в создании системы утилизации продукции после использования.
Технический регламент по безопасному обращению с коммунальными отходами устанавливает требование к производителям и поставщикам продукции по созданию системы приема отходов на бесплатной основе, как это уже широко практикуется во всем мире.
Раздельный сбор и утилизация отходов соответствуют международным экологическим требованиям и приоритетам Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, энергосбережения и снижения выбросов парниковых газов.
Внедрение требований данного технического регламента в практику обращения с коммунальными отходами позволит снизить риски для окружающей среды и здоровья населения, а также в существенной степени решить проблему с постоянно возрастающими объемами коммунальных отходов. В частности, внедрение раздельного сбора отходов позволит уменьшить общую массу отходов, вывозимых на полигон, на 40 %. Ценное вторичное сырье – упаковочные отходы: бумага, пластик, стекло, целлофан, жестяные изделия, цветные металлы и др. попадёт на переработку, биоразлагаемые отходы будут использованы для получения биогаза и производства удобрений для почвы. Уменьшение объемов размещения органических отходов (пищевых отходов, бумаги, текстильных отходов, древесины и пр.) на полигонах приведет к снижению процессов тления и возгорания полигонов отходов, выделения диоксинов и выбросов парниковых газов.
Самое главное это то, что реализация положений технического регламента позволит снизить химические риски для здоровья людей и охраны окружающей среды, возникающие вследствие наличия в составе совместно собранных отходов тяжелых металлов, инфицирующих и экотоксичных веществ, стойких органических загрязнителей.
Разработанный проект технического регламента является документом прямого действия и содержит конкретные нормы показателей безопасности как для человека, животных и растений, так и окружающей среды. Это в значительной степени облегчает процесс создания Перечня доказательных стандартов, который должен включать стандарты методов контроля, терминологии, учета и контроля отходов, а не конкретных показателей безопасности.
В сущности, в Казахстане уже начата разработка стандартов на отходы. В общей сложности разработано 16 государственных стандартов в области терминологии и обращения с отходами. 12 стандартов разработаны на отходы упаковки, в которых в качестве основы были использованы стандарты Европы (EN), разработанные под Европейскую директиву на отходы. Они устанавливают требования к повторной переработке и использованию отходов в качестве упаковки, энергетических ресурсов.
В 2011 году разработан СТ РК «Отходы. Шины автотранспортные и камеры шин изношенные. Методы безопасного обращения». Четыре государственных стандарта планируется разработать в 2012 году. В их числе стандарты на:
— методы безопасного обращения с электронными и маслосодержащими отходами;
— учет и контроль ртутьсодержащих отходов;
— квалификационные требования к специализированным предприятиям по обращению отходов.
Разработанные и планируемые к разработке государственные стандарты, при условии принятия технического регламента «Требования безопасного обращения с отходами», будут готовой доказательной базой к нему.
Учитывая, что отходы производства это такой же товар, как и готовая продукция, и имеет возможность перемещения между странами, в том числе внутри стран Таможенного союза, и то, что все отходы разные по степени опасности, то для правильного обращения с ними надо знать реальную степень опасности, чтобы свести к минимуму их воздействия на человека и окружающую среду.
В связи с этим, целесообразно выйти с предложением в Комиссию Таможенного союза о включении в планы работ разработки технического регламента на коммунальные отходы. Данный вопрос является больным местом не только в Казахстане, но и в других странах, в том числе Таможенного союза.