Архив
Зинаида Демидова,
начальник отдела стандартизации и технического нормирования
ЮФ РГП «КазИнСт»
Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС) является основой для гармонизации национальных и межгосударственных систем безопасности химической продукции
Практика использования химической продукции для повышения качества жизни получила широкое распространение в мире. Однако наряду с положительным воздействием химическая продукция также может оказывать отрицательное воздействие на здоровье людей или окружающую среду. В результате этого целый ряд стран и организаций в течение многих лет разрабатывали законы и правила, в которых была предусмотрена необходимость предоставления информации лицам, использующим химическую продукцию в виде маркировки и паспортов безопасности (далее — ПБ). С учетом имеющегося в настоящее время огромного числа видов химической продукции и изделий, ее содержащих, ни одна организация просто не в состоянии разработать отдельные правила, которые регламентировали бы использование всей этой продукции. Информация, которая предоставляется лицам, использующим химическую продукцию, позволяет идентифицировать ее, а также определять связанную с ее применением опасность и дает возможность принять соответствующие меры защиты в соответствии с условиями ее использования.
Несмотря на то, что во многих отношениях действующие в различных странах законы и правила схожи, между ними все же имеются достаточно существенные различия, в результате чего в разных странах маркировка одного и того же изделия или информация, включенная в ПБ, могут быть различными. В связи с различием в определениях видов опасности какое-либо вещество в одной стране может считаться воспламеняющимся, а в другой нет. Или может оказаться так, что в одной стране его считают канцерогенным, а в другой нет.
К примеру, вещество с токсичностью: LD 50 257 мг/кг, в/ж), имеет вид опасности:
в Европейском союзе — «Вредно»
в Австралии — «Вредно»;
в США – «Токсично»;
в Малайзии — «Вредно»;
в Канаде – «Токсично»;
в Тайланде – «Вредно»;
в Корее — «Токсично»;
в России — «Умеренно токсично»;
в Новой Зеландии — «Опасно»;
в Индии — «Нетокчисно»;
в Китае — «Неопасно».
При этом в СГС данное вещество имеет статус «Опасно».
Таким образом, требования относительно того, когда и каким образом указывать виды опасности на этикетке или в ПБ, в разных странах могут быть различными, поэтому компании, которые хотят заниматься международной торговлей, должны иметь большой штат экспертов, которые могли бы следить за изменениями, вносимыми в эти законы и правила, и составлять различные этикетки и ПБ. Кроме того, в силу сложности разработки и введения всесторонней системы классификации опасности и маркировки химической продукции во многих странах вообще нет никакой системы в этой области.
С учетом широких масштабов международной торговли химической продукцией и необходимости разработки национальных программ для обеспечения безопасности при использовании, перевозке и удалении (утилизации) этой продукции было признано, что основой для разработки таких программ может послужить подход к классификации опасности и маркировке, согласованный на международном уровне. После того как страны будут располагать последовательной и достоверной информацией о химической продукции, которую они импортируют или производят, можно будет создать общую инфраструктуру по контролю за воздействием химической продукции и защите населения и окружающей среды.
В результате проведенной обширной работы международных экспертов были определены основные цели создания СГС:
— защита здоровья людей и окружающей среды в результате разработки единой системы информирования об опасности;
— предоставление всем странам согласованной системы классификации опасности;
— уменьшение затрат на проведение испытаний и оценку опасности;
— упрощение международной торговли химическими веществами, опасность которых должным образом оценена и определена.
При этом внедрение системы СГС позволит получить ряд преимуществ как для государств в целом, так и их субъектов.
При создании системы у разработчиков возникали споры относительно области распространения СГС.
Для решения этих задач были согласованы три положения, которые имеют исключительно важное значение для применения данной системы в той или иной стране или регионе:
а) Положение 1: СГС охватывает все виды опасной химической продукции. Способы применения элементов системы информирования об опасности, описанных в СГС (например, маркировка, паспорта безопасности), могут варьироваться в зависимости от вида продукции или этапа ее жизненного цикла. Основные группы пользователей СГС: потребители химической продукции, обслуживающий персонал, в том числе персонал транспортного сектора и работники аварийно-спасательных служб.
Действующая система классификации опасности и маркировки учитывает потенциальные воздействия любой потенциально опасной химической продукции при ее обращении, включая производство, хранение, перевозку, применение в производственных условиях, применение в быту и попадание в окружающую среду. Основная цель системы – обеспечить безопасность для здоровья людей, их имущества и окружающей среды. Поскольку вся химическая продукция и химические вещества, поступающие на рынок, изготавливаются в производственных условиях (включая товары бытовой химии), подвергаются погрузочно-разгрузочным операциям в ходе отгрузки или перевозки, выполняемым соответствующим персоналом, и могут использоваться на рабочем месте, ни одно из конкретных химических веществ или видов химической продукции не может быть полностью исключено из сферы действия СГС. Например, в некоторых странах на этапы производства, хранения и перевозки лекарственных средств распространяются требования, действующие на производстве и при перевозке.
b) Положение 2: Мандат по разработке СГС не предусматривает ни гармонизации методов испытаний, ни проведения дополнительных испытаний для изучения отрицательного воздействия на здоровье человека.
Для определения опасности для здоровья человека и окружающей среды могут использоваться испытания, которые позволяют установить опасные свойства и которые проводятся в соответствии с научными принципами, признанными на международном уровне. Критерии СГС, используемые для определения опасностей для здоровья человека и окружающей среды, не должны иметь ничего общего с методами испытаний.
Возникают вопросы и в связи с тем, что СГС не увязана с программой «Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР», касающейся руководящих принципов испытаний.
c) Положение 3: В дополнение к данным, полученным в ходе экспериментов на животных и достоверным данным испытаний in vitro, важным источником информации, который следует принимать во внимание при применении СГС, являются данные, полученные на основании наблюдений за людьми, эпидемиологические данные и результаты клинических испытаний.
В большинстве действующих систем признаются и используются данные, полученные в ходе медицинских обследований людей с соблюдением действующих этнических норм или накопленный людьми опыт. Применение СГС не должно препятствовать использованию таких данных, и в этой связи СГС четко признает наличие и использование всей необходимой и адекватной информации, касающейся опасности для здоровья человека или вероятности причинения вреда (то есть риска).
В итоге, из сказанного следует, что СГС предназначена для обеспечения безопасности:
— рабочих мест;
— потребителей химической продукции;
— бригад, занимающихся ликвидацией ЧС;
— при транспортировке и т.п.
И поскольку вся химическая продукция относится к потенциально опасной, она подпадает под действие СГС.
В процессе создания СГС были четко определены ее основные элементы.
Классификация опасности химической продукции:
– критерии опасности;
– виды и классы опасности;
– классификация смесевой продукции.
Система информирования об опасности различных групп заинтересованных лиц:
– предупредительная маркировка;
– паспорт безопасности.
Были определены 3 основных вида опасностей химической продукции и подпадающие под них виды продукции.
Так, например, в группу продукции, опасные свойства которой связаны с воздействием на человека, попала:
— ядовитая продукция;
— продукция, вызывающая поражение (некроз)/раздражение кожи;
— продукция, вызывающая серьезное повреждение глаз/раздражение глаз;
— продукция, оказывающая сенсибилизирующее действие;
— мутагены;
— канцерогены;
— продукция, воздействующая на функцию воспроизводства;
— продукция, обладающая избирательной токсичностью на органы-мишени и/или системы при однократном воздействии;
— продукция, обладающая избирательной токсичностью на органы-мишени и/или системы при многократном или продолжительном воздействии;
— продукция, представляющая опасность при аспирации.
При создании системы СГС большое внимание было уделено информированию различных групп заинтересованных лиц об опасности химической продукции, в том числе через Предупредительную маркировку и Паспорт безопасности.
В Предупредительной маркировке для каждого вида опасности был определен символ, сигнальное слово и краткая характеристика опасности, а также следующие обязательные данные о продукции:
— идентификационные данные химической продукции + сведения о составе;
— сведения об организации (лице) — производителе или поставщике;
— описание опасности (символ опасности, сигнальное слово, краткая характеристика опасности);
— меры по предупреждению опасности;
— реквизиты партии продукции;
— указание о том, что более полная информация по безопасному обращению химической продукции находится в Паспорте безопасности.
В РК уже имеется пример Казахмыса, который маркирует продукцию предупредительными знаками, соответствующими принятой в системе СГС маркировке .
Следует сказать, что в настоящее время работы по внедрению СГС активно проводят 67 стран мира, в том числе в странах СНГ, Таможенного союза и Казахстане.
Так, в 2007 году в Казахстане принят Закон РК «О безопасности химической продукции», которым определены девять уполномоченных органов в области безопасности химической продукции, предусмотрена регистрация химической продукции и ее сопровождение Паспортом безопасности; определены основные положения по безопасности производства химической продукции, ее упаковке, транспортированию и хранению; маркировке предупредительными знаками опасности, которые получили дальнейшее развитие в подзаконных документах. Также приняты другие нормативно-правовые документы по утверждению норм по обеспечению мер безопасности при производстве и применении химической продукции.
Для определения опасных свойств продукции были разработаны и утверждены 10 Технических регламентов Казахстана на химическую продукцию:
— Требования к безопасности лакокрасочных материалов и растворителей.
— Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии.
— Требования к безопасности удобрений.
— Требования к безопасности токсичных и высокотоксичных веществ.
— Требования к безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий.
— Требования к безопасности пестицидов (ядохимикатов).
— Требования к безопасности пищевой продукции, полученной из генно-модифицированных (трансгенных) растений и животных.
— Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута.
— Требования к безопасности присадок к бензинам.
— Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств.
Разработан и утвержден государственный стандарт СТ РК 1185-2006 «Паспорт безопасности химической продукции. Состав, порядок разработки и применения».
Большая работа по оказанию помощи странам СНГ и Таможенного союза во внедрении системы СГС была проведена в рамках Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации, которым были утверждены:
— ГОСТ 30333-2007 «Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования»
— ГОСТ 31340-2007 «Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования».
Указанные стандарты были разработаны в полном соответствии с системой СГС.
Кроме того, согласно плану стандартизации на 2011 год разработаны и приняты 17 стандартов, регламентирующие классификацию химической продукции и методы контроля продукции, опасные свойства которой обусловлены ее физико-химическими свойствами.
Всего планируется разработать 47 межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к химической продукции и ее контролю.
На уровне Таможенного союза разработан проект технического регламента «О безопасности химической продукции», принятие которого планируется в ближайшее время.
Казахстаном разработаны проекты четырех технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) на химическую продукцию в рамках Плана разработки Технических регламентов на 2011 год, а также Перечни стандартов, взаимосвязанных с ними. В их числе ТР ТС:
— О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов;
— Требования к безопасности лакокрасочных материалов и растворителей»;
— Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии;
— О требованиях к бензинам, дизельному топливу и мазуту.
Несмотря на то, что сделано немало, нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти по пути присоединения Казахстана к системе СГС, т.к. если мы это не начнем делать сейчас, завтра нас заставят это сделать наши торговые партнеры по Европе, Таможенному союзу и другие, которые имеют с нами торговые отношения и активно внедряют систему СГС.