Архив
Проблемы, препятствующие развитию экспортного потенциала казахстанских предприятий и ведению внешнеторговой деятельности за рубежом, стали еще острее ощущаться в связи с вступлением Казахстана в Таможенный Союз (ТС) и ближайшей перспективой оказаться во Всемирной Торговой организации (ВТО). Изучением обращений от предприятий-экспортеров, ассоциаций и выработкой предложений по их решению занялись НЭПК «Союз Атамекен» по заказу Национального агентства по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».
На основе анализа этих материалов была сформирована база данных, в которой были структурированы общие для всех экспортеров проблемы и предложения в сферах осуществления таможенных процедур, налогового и технического регулирования, перевозки товаров, санитарно-эпидемиологического надзора, административных барьеров в приграничных пунктах пропуска, форм контроля и отчетности при перемещении товаров стран Таможенного союза. Кроме того, были рассмотрены и обобщены отраслевые проблемы и предложения: авто- и авиаперевозчиков, экспортеров газа, товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности, предприятий легкой промышленности, экспортеров муки и отрубей, винодельческой отрасли, производителей изделий медицинского назначения.
По итогам проведенного анализа были сделаны следующие принципиальные выводы:
На настоящий момент для участников ВЭД наибольшую актуальность имеют проблемы, возникшие в связи со вступлением Казахстана в Таможенный союз.
Репрезентативность оценок участников опроса по исследуемым проблемам определяет то, что основное число из них являются руководителями крупных и средних частных предприятий, имеющих длительный стаж работы как на казахстанском рынке, так и в качестве регулярных экспортеров товаров и услуг, они производят на экспорт весьма широкий ассортимент товаров различного профиля, а также то, что они представляют практически все регионы Казахстана.
На основании анализа географии реального и потенциального экспорта можно сделать вывод, что на настоящий момент основная доля экспорта товаров идет в страны, входящие в Таможенный союз, а услуг — в Узбекистан и Таджикистан.
Исходя из результатов исследования самым важным для участников ВЭД является широкий круг проблем, связанный с вступлением Казахстана в Таможенный союз.
Этот вывод подтверждается следующими данными: на сегодняшний день основная доля — 54,1 % экспорта товаров идет в страны, входящие в Таможенный союз. Доля потенциального экспорта в этот регион тоже самая высокая — 28,1 % среди других стран. Следует отметить, что интерес к России в качестве страны потенциального экспорта значительно выше — 19,3 %, чем к Белоруссии — 8,8 % от общего числа.
Самый большой интерес в качестве места потенциального экспорта занимает Китай, а также страны, входящие в Таможенный союз. Высок интерес к поставкам в Афганистан и Ирак.
Исходя из данных рейтинга, самые болевые проблемы участников ВЭД связаны с транспортными проблемами, финансированием предприятий и техническим регулированием.
I. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
— Высокая стоимость железнодорожных перевозок — 73,8 %.
— Высокая стоимость автомобильных перевозок — 66,4 %.
II. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
— Высокая стоимость кредитных ресурсов БВУ — 66,2 %.
— Недостаток собственных оборотных средств — 66,2 %.
III. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
Высокая стоимость услуг органов сертификации — 61,5 %.
Избыточное число разрешительных и подтверждающих документов на вывоз товара — 58,4 %.
Хорошо видно, что наиболее острой проблемой для участников ВЭД является стоимость услуг, которыми им приходится пользоваться в процессе осуществления их деятельности. Это подтверждается данными, которые по уровню оценок занимают в рейтинге четвертое место.
IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ, МАРКЕТИНГОВЫЕ И КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ:
Высокая стоимость консалтинговых услуг — 57,0 %.
Высокая стоимость маркетинговых услуг — 56,9 %.
Больше половины участников ВЭД испытывают серьезные проблемы, связанные с отсутствием информации или доступа к информации:
• Об обязательных требованиях к продукции предъявляемых другими странами — 53,9 %.
• О существующем за рубежом спросе на товары и услуги — 52,3 %.
По итогам сравнительного анализа по степени распространения фактов коррупции в различных сферах выяснили, что самая неблагоприятная ситуация складывается в сфере осуществления таможенных процедур — 35,4 % , на втором — сфера транспорта — 26,2 %, на третьем — финансирование предприятий — 21,1 %.
Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что значительное число респондентов предпочитают не отвечать на этот вопрос.
По итогам сравнительного анализа по степени позитивного влияния центральных органов власти на решение проблем участников ВЭД выяснили, что наивысший рейтинг имеет Министерство индустрии и новых технологий — 49,2 %, на последнем месте — Министерство транспорта и коммуникаций — 21,5 %.
По итогам анализа оценки качества государственных услуг, оказываемых участникам ВЭД территориальными и местными разрешительными органами, на первом месте — Органы стандартизации и сертификации — 64,6 %, на последнем — Транспортная инспекция — 26,2 %.
Поскольку участниками опроса являлись ведущие эксперты в данной сфере практической деятельности, учет их мнения по данным вопросам чрезвычайно важен для корректировки деятельности государственных органов и других структур, причастных к вопросам развития экспортного потенциала предприятий и продвижения их продукции на зарубежные рынки.
На территории России и Казахстана действуют разные ставки НДС: Россия — 18 %; Казахстан – 12 %.
Как следствие, цена продукции российских товаропроизводителей, ввозимой в Казахстан, изначально ниже на 18 % в связи с тем, что продукция отправляется с нулевой ставкой по НДС. Аналогичная продукция казахстанских производителей, работающих на внутреннем рынке Казахстана, оказывается неконкурентной по цене, т.к. НДС является одной из составляющей ценообразования продукта и составляет 12 %.
Кроме этого, российские предприятия, с целью вытеснения отечественных производителей с рынка, зачастую предлагают свою продукцию по демпинговым ценам. В итоге, отечественные производители вынуждены останавливать производства. Одной из основных причин этого является то, что механизм по выдачи сертификата происхождения товаров CT-KZ фактически не работает.
Предложение. В целях поддержки отечественных производителей внести соответствующие изменения в отечественное законодательство, обязывающие казахстанские предприятия при закупе продукции, сырья, материалов, комплектующих и иных изделий, отдавать предпочтение отечественным производителям, получившим сертификат формы CT-KZ и при определении потенциального поставщика применять условную скидку в цене в размере 25 %.