Архив
Дмитрий Гречаниченко,
президент ТОО «Магнетик»
Как стать одним из крупнейших производителей конструкций
для железной дороги, превращать отходы производства в синтепон и геотекстиль и как убедить алматинских специалистов каждый день проезжать до работы 40 км.
Для того чтобы узнать секреты успеха производителя шпал и скреплений для казахстанской железной дороги, мы проделали путь в 40 км по Капчагайской трассе до поселка Заречный. К главному зданию компании проехали по огромной территории, на которой расположились многочисленные производственные цеха. Журналистов «Успеха» встретил сам руководитель группы компаний «Магнетик» Дмитрий Юрьевич Гречаниченко.
С первых минут встречи его открытый и приветливый взгляд, харизма и приятные манеры, так редко встречающиеся среди топ-менеджеров крупных компаний, расположили к доверительной беседе.
– На сегодняшний день «Магнетик» является единственной отечественной компанией, которая унитарно производит все виды шпал и cкреплений, используемых на железных дорогах Казахстана, а также России, Беларуси и Украины, а это широкий ассортимент продукции, – начинает рассказ о компании Дмитрий Юрьевич.
Мы создали несколько промышленных баз с полным циклом производства специальных железобетонных конструкций, а также впервые в Казахстане запустили производство метизных и полимерных деталей верхнего строения пути.
При формировании компании было принято стратегическое решение как можно меньше зависеть от внешних рынков. Максимальное освоение производства в РК по программе товарного импортозамещения, максимальное казахстанское наполнение составляют одну из основных наших задач, в решении которых нашей группе компаний огромную поддержку оказывает государство в лице АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Согласно принятой программе Фонд частично возмещает нам затраты по кредитным ставкам в связи с приобретением компанией нового оборудования и расширением инновационных технологий производства.
Наличие аттестованной лаборатории группы компаний «Магнетик» позволяет проверять абсолютно все входящее сырье, ведь качество продукции для дороги – это прежде всего безопасность.
По ряду продукции мы активно работаем с зарубежными компаниями, а также обмениваемся инженерным и научно-техническим опытом, отдавая предпочтение казахстанским производителям и предприятиям Таможенного союза. Наши главные и никогда не подводящие партнеры – ОАО «Северсталь-метиз» (Россия), ОАО «БЭТ» (Россия), ПРАО «Донецксталь-металлургический завод» (Украина), Государственное научное учреждение «Физико-технический институт Национальной Академии наук Беларуси» (Беларусь). Также с запуском инновационного производства полимерных материалов мы начали работу с нефтехимическими заводами, которых единицы по всему СНГ.
Все компании, входящие в группу компаний «Магнетик», работают в соответствии с системами менеджмента качества СТ РК ИСО 9001-2009, СТ РК OHSAS 18001-2008, СТ РК ИСО 14001-2006.
– Скажите, почему, например, на железных дорогах развитых стран комфортно и быстро передвигаться?
– По поручению Главы государства начинает реализовываться государственная программа по развитию транспортной инфраструктуры РК до 2020 года. Основной целью данного документа является формирование современной транспортной инфраструктуры, которая смогла бы полностью обеспечить расширение возможности экономического роста Казахстана и удовлетворение населения в транспортных услугах. Данная программа ориентирована на повышение конкурентоспособности транспортной системы нашей страны и реализацию ее транзитного потенциала. При этом также повысятся уровень безопасности, скоростей передвижения и качества обслуживания на транспорте. Мы в своей работе всегда брали за основу установки правительственных решений по развитию транспортной отрасли, которые теперь дополняются утверждаемой Госпрограммой.
Поэтому основой работы группы компаний ТОО «Магнетик» являются инновации во всех процессах, которыми пользуемся. Мы работаем по таким технологиям, что к нам приезжают учиться и перенимать опыт представители зарубежных компаний. Это достаточно редкий случай для казахстанской практики. Мы гордимся, что являемся открытой компанией, демонстрируем технологические процессы как на нашем, так и на смежных предприятиях. Хотя сами достаточно часто сталкиваемся с тем, что партнеры абсолютно засекречивают свою деятельность.
За последние два года наша группа компаний запустила сразу несколько инновационных проектов, которые позволят вывести транспортную инфраструктуру страны на более высокий уровень.
Один из них – совместный проект с польско-голландской компанией Tines по изготовлению изолированных рельсовых опорных блоков – системы EBS и интегрированного железнодорожно-автодорожного покрытия типа Edilon LC-L с погашением шума, а также безбалластные конструкции для покрытия железнодорожного пути и мостовых пролетов на основе композиционных смол. Впервые в Казахстане были использованы опорные блоки для легкорельсового транспорта, метрополитена.
Эта продукция используется при строительстве не только железных дорог, но и городской инфраструктуры. Так, строительство второй очереди алматинского метрополитена планируется обеспечить товаром отечественного производства. Мы также планируем экспортировать казахстанскую продукцию для строительства метро в городе Баку, Азербайджан и Московского метрополитена.
В планах компании – участие в модернизации трамвайных путей в крупных городах Казахстана, а также в строительстве линии для легкорельсового транспорта в Астане.
Производимые компанией инновационные железнодорожные переезды уже приняты и одобрены как акиматами, так и причастными структурами и АО «НК «ҚТЖ». При строительстве новой линии Жезказган – Бейнеу будут использоваться наши современные переезды.
Показательно, что срок эксплуатации железнодорожных переездов по старым технологиям составляет 17–20 лет, а современных – 60 лет. При таких показателях долговечности затраты становятся в разы меньше альтернативных конструкций. Применение предлагаемых систем позволяет получить полную конструкционную интеграцию железнодорожного и автодорожного покрытия и решить сразу две проблемы: герметичности и неравномерной осадки этих покрытий.
– Совместный проект с немецким концерном Vossloh, одним из мировых лидеров по производству железнодорожного крепежа, в основном обеспечивает казахстанский рынок современными скреплениями. Использование данного вида крепежа повысит скорость, увеличит безопасность и удешевит эксплуатационные условия дороги.
Конструкции Vossloh используются в 110 странах мира на огромных территориях в различных климатических условиях. Мы рады, что стали первой компанией на территории РК, которая освоила данное производство. Эта продукция перспективна для выхода на рынки стран СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья, что важно при вступлении Казахстана в ВТО.
Нашей компанией был запущен новый проект изготовления мостовых конструкций. Мы являемся одной из крупных компаний по объему производства изделий номенклатуры мостовых автодорожных пролетов. С конца 2012 года мы осваиваем производство железнодорожных мостовых пролетов с использованием инновационных технологий – менее материалоемких (как следствие – более дешевых) и более качественных, с применением безбалластного покрытия.
Вся производимая нами продукция учитывает особенности резко континентального климата страны, что подразумевает использование армированных и дренажных систем, используемых при строительстве и железных и автодорог.
Мы подходим к большому цеху по производству полимерных изделий, откуда доносится монотонный гул работающего оборудования. Рабочие сосредоточенно занимаются своим делом, даже не взглянув на вошедших. На заводе непрерывно трудятся две смены специалистов.
Завод полимерных изделий с парком современного и эффективного оборудования импортного производства позволяет компании осуществлять весь комплекс работ по подготовке и серийному производству полимерных изделий промышленного и бытового назначения, включая проектно-конструкторские работы, изготовление оснастки (литьевых пресс-форм).
Парк оборудования состоит из четырнадцати термопластавтоматов (ТПА) с широким диапазоном возможностей по литью пластмасс (от 1 см³ до 3 300 см³, основной метод – литье под давлением). Вся продукция железнодорожной направленности проходит испытания, сертифицирована, соответствует ГОСТу, ТУ и рекомендована к использованию на сети железных дорог Казахстана и России. Компания имеет все необходимые сертификаты о происхождении товаров формы СТ-КZ.
– Завод полимеров пока не полностью укомплектован, – комментирует Дмитрий Юрьевич. – Но и существующее производство на 100% обеспечивает потребность КТЖ, а это ни много ни мало многие миллионы деталей в год. Производство открылось еще в 2006 году. На данный момент ведется модернизация, приобретен большой объем современных станков.
XXI век – век полимеров. Полимерные изделия обладают высокой прочностью, надежностью и дешевизной, кроме этого, они обеспечивают антивандальные меры и способствуют долговечности железнодорожного полотна.
– В связи с тем что у нас развивается полимерное направление, мы решили развить экологическую программу по полной технологической переработке вторичного полимера с дальнейшим освоением продукции. Этот процесс подразумевает практически полное освоение качественного сырья и практически полную утилизацию отходов. В Казахстане всего две такие линии, у нас самая большая.
Это важно не только с точки зрения производственной необходимости, но и с точки зрения экологии. В ближайшее время мы приобретем линию по производству высокотехнологичных нетканных материалов – геотекстиля и синтепона. Эти материалы завозятся в Казахстан по завышенным ценам из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кстати, геотекстиль может служить своего рода арматурой при строительстве дорог.
На предприятии также запущена линия по переработке ПЭТ-бутылок с полным циклом, мощностью 500 кг/ч. Переработка пластиковых отходов является на сегодня важной задачей и способствует решению экологических проблем. Ведь одна пластиковая бутылка разлагается в земле на протяжении 300 лет.
В нашей группе компаний есть производители метизной продукции, используемой при строительстве и капитальном ремонте железной дороги. Это ТОО «КазДорМетиз», расположенное в Петропавловске, которое производит ассортимент клемм и закладных деталей для скрепления железнодорожного полотна. Аналогичных метизных производств на территории СНГ всего семь. «КазДорМетиз» на 100% обеспечивает потребность железной дороги Казахстана в данном виде продукции.
На территории производства группы компаний «Магнетик» на удивление чисто и красиво. По всей территории высажены молодые деревья, елочки. А в отдалении видны… теплицы?
– Женщины сделали себе маленькие оранжереи: и для души, и для пользы, – объясняет президент компании, увидев наше удивление. – Вся зелень и овощи на столе, можно сказать, домашние. Кстати, вода из собственной скважины предприятия тоже великолепного качества, ее можно спокойно пить.
– Для нас показатель стабильности коллектива и отсутствия текучести крайне важен.
Один из приоритетов компании – работать круглый год. Многие подобные организации сбавляют обороты или прекращают производство в холодное время года (не менее четырех месяцев в году). Это плохо, так как люди уходят в отпуск без содержания, в конечном итоге теряется квалификация и, что немаловажно, вера в компанию. Наша территория позволяет работать круглогодично, с ориентацией на склад. Конечно, это достаточно большой риск, но мы тщательно прогнозируем объемы и в зимний период работаем на своих и кредитных ресурсах.
Стараемся создать оптимальные условия труда. Работники имеют сдельную заработную плату. Старая проверенная схема себя оправдывает. Человек всегда заинтересован в качестве и объеме труда, в выполнении и перевыполнении плана. Нам это дает объем производства, а людям – достойную оплату.
Для молодых специалистов у нас всегда открыты двери. Мы сотрудничаем с КазГАСА и Казахской академией транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева (КазАТК) в плане обучения студентов с возможностью дальнейшего трудоустройства. Сейчас у нас сформировалась хорошая команда, и мы стремимся ее сохранить.
Коллектив у нас многонациональный и дружный. Наши специалисты приезжают на производство из разных населенных пунктов: Алматы, Капчагая, Заречного… Для своих специалистов мы осуществляем меры социальной поддержки, которые регулярно расширяются. Например, два больших заводских автобуса ежедневно отвозят-привозят сотрудников в Алматы и два – в Капчагай. Сейчас ведется строительство нового трехэтажного здания столовой с комнатами отдыха.
Когда проходишь по производственной территории компании, бросается в глаза, что многочисленные производственные цеха выглядят совсем новыми.
– С конца 2009 года, по решению акимата Алматы о вынесении промышленных объектов за пределы города, мы переехали и с нуля восстановили предприятие, расширили технологии, установили новые линии, – поясняет Дмитрий Юрьевич. – Мы очень довольны этим решением. Сразу отпал вопрос лимита электроэнергии, был подключен необходимый объем тока с учетом перспективы развития. Теперь компания имеет собственную железнодорожную инфраструктуру – 6 км пути проходят только по территории предприятия. У нас работает свой парк автомобильной и железнодорожной техники, который с каждым годом увеличивается.
– Поначалу предоставленная территория показалась просто огромной, а теперь нам едва хватает места, – улыбается директор.
У нас имеются перспективы строительного бизнеса. Мы получили соответствующую государственную лицензию и активно подключаемся к строительным работам.
В планах группы компаний ТОО «Магнетик» – как можно более полное освоение всей номенклатуры продукции, необходимой для строительства железной дороги и автодорожных мостовых конструкций.
Шесть инновационных производств входят в группу компаний ТОО «Магнетик»:
ТОО «Магнетик» – производство всех видов железобетонных шпал в комплекте со скреплениями для строительства железных дорог.
ТОО «ПК «Дорпласт-инвест» – серийное производство полимерных изделий промышленного и бытового назначения, включая проектно-конструкторские работы, изготовление оснастки.
ТОО «Tines Manufacture Railway Kaz» – изготовление изолированных рельсовых опорных блоков и интегрированных авто-железнодорожных переездов с погашением шума, которые используются для легкорельсового транспорта, метрополитена и трамвайных путей.
ТОО « KASteel» – завод по производству шурупов с шестигранной и четырехгранной головками для рельсовых скреплений и закладных деталей ВСП.
ТОО «КазСМК» – выпуск железобетонных изделий и конструкций для строительства авто- и железнодорожных мостов.
ТОО «КазДорМетиз» – производство метизной продукции для строительства и капитального ремонта железной дороги.