Архив
Владимир Соловьев, генеральный директор органа по подтверждению соответствия систем менеджмента «EUROASIA MS», академик Национальной Инженерной Академии РК, Казахстанской Академии менеджмента качества и Международной академии информатизации, д.т.н., профессор, эксперт-аудитор ГСТР РК, Quality Austria
«Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут. Не самые умные, не самые образованные не могут уехать» Ли Куан Ю
В настоящее время, исходя из существующих воззрений и положения дел в бизнес-среде, можно утверждать, что устойчивое развитие организаций и страны в целом базируется на аспектах социально-экономического развития, обеспечивающих рост эффективности и повышения конкурентоспособности производств и различных видов деятельности. Модернизация и повышение эффективности вышеуказанных факторов, в отдельности или в совокупности, зависит от умения организации работать по Правилам качественного системного менеджмента ISO 9001, которые могут помочь персоналу обеспечить устойчивое управление функционированием производственных процессов разнородных организаций.
Казалось бы, все предельно ясно и понятно. Имеющийся накопленный положительный опыт применения системного менеджмента в организациях должен побуждать интерес к этому процессу у руководителей компаний, стимулировать их принимать решения о необходимости встраивания системного менеджмента ISO 9001 в существующее управление на их предприятиях.
Но, к сожалению, ситуация выглядит неутешительно, особенно если ее оценивать с учетом применения организациями ISO 9001.
Как известно, работа по внедрению Правил качественного системного менеджмента ISO 9001 в организациях ведется более двадцати лет. Первые два десятилетия эта работа, можно сказать, была «на подъеме»: активно обучались профессионалы всех специальностей и должностей. В настоящее время, все это большей частью осталось в прошлом. В последние годы, особенно после карантинных мероприятий, часть организаций закрылась, другая часть стала отказываться от проведения сертификационного аудита (по причине отсутствия финансирования и др.), что, естественно, влечет одновременно к отзыву сертификата соответствия системы/систем менеджмента.
В настоящее время, анализ создавшегося положения позволил прийти к следующим выводам:
– организации, в которых персонал сохранил свою приверженность к ISO 9001, успешно справились с вызовами бизнес-среды, в том числе вызванными «карантинными ограничениями». Многие из них смогли не только обеспечить устойчивую работу, но и улучшить свои производственные показатели, в т. ч. увеличить прибыль и как следствие – повысить уровень заработной платы работникам;
– не пандемия Covid-19, а смена высшего руководства в части организаций является одной из главных причин отказа от использования в работе правил системного менеджмента. Эти новоиспеченные «горе-руководители» говорят: «Мы и так знаем, как руководить без всяких ISO…» и др. Данный подход стал «процветать» в большинстве министерств, органов местного самоуправления и учебных заведениях (университеты, колледжи). К сожалению, как правило, при смене одного «безграмотного» в вопросах системного менеджмента на такого же другого, не приводило к улучшению результатов деятельности. А как метко в свое время сказал Альберт Энштейн: «Самая большая глупость – делать то же самое и надеяться на другой результат».
Ухудшению ситуации с системным управлением способствует отсутствие культуры преемственности достижений в этих вопросах вкупе с коррупцией и беспринципностью, а также непрофессиональные команды, которые приходят с таким руководителем.
Вызывают также озабоченность факты, которые указывают на нежелание высшего руководства учиться и управлять своей организацией по правилам качественного системного менеджмента: такие руководители чаще всего проявляют необъяснимые чванливость, гордыню, агрессивное поведение, профессиональное высокомерие и т. п. которые не помогают находить желательный консенсус в решении задач по рассматриваемой проблеме.
Бытует мнение, что «ISO 9001 не нашел широкого применения по причине того, что требования этого стандарта трудно выполнимы». Его сторонники явно не владеют знаниями об этом стандарте, не умеют системно мыслить, а значит и системно управлять. Между тем, не только средние и крупные организации, но и, как показала практика, индивидуальные предприниматели, умеют работать по ISO 9001 и достигать больших результатов. Они, если есть необходимость, сертифицируют свою систему управления на соответствие международному стандарту ISO 9001.
Следует помнить, что ISO 9001 –это «минимальные» правила управления, которые любая профессионально грамотная организация должна выполнять в своей системной работе; если организация не может этого делать, то в бизнес-среде, как производной от качества прогрессирующей экономики страны, таким организациям вход должен быть закрыт (с учетом конкуренции).
Кстати, следует отметить, что в начальные годы, когда организации стали внедрять ISO 9001, с этой работой успешно справлялись предприятия, которые уже имели советский опыт разработки и применения их в производственной деятельности в рамках стандартов предприятий (СТП) в комплексных системах управления качеством продукции (КС УКП). Об этом в свое время утверждал В. А. Белобрагин в статье «Стандарты организаций и современное производство». Поэтому скепсис по вопросам применения ISO 9001 не уместен.
Не способствует возникновению инициатив к принятию решений работать по правилам системного менеджмента ситуация в отношении ISO 9001 в бизнес-среде. В связи с этим Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил на совещании с бизнесменами: «В Казахстане существует олигополия – колоссальная концентрация бизнеса в одних руках, а у способных предпринимателей возможности заниматься бизнесом нет…». Далее он сказал: «Есть люди, которые путают Гегеля с Бабелем, не имеют специального образования, но у них огромное количество бизнесов в одних руках». Естественно, руководителям такого бизнеса, в котором «процветает псевдо-конкуренция», до преобразований, связанных с качеством улучшения системного менеджмента, нет никакого дела.
И еще следует обратить внимание на вывод известного казахстанского кинорежиссера Ермека Турсунова. Он констатировал: «Сейчас в стране много образованных проходимцев. Каков портрет сегодняшнего успешного человека? Умный, богатый, образованный и безнравственный, то есть бескультурный. То есть, состоятельный плебей. В стране сегодня не осталось духовных лидеров, столпов культуры, мостов, которые бы соединяли берега. Вопросы культуры тесно переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности».
Если смотреть с позиций управления, то здесь приходишь к пониманию, что культуру качества системного менеджмента и качества корпоративной культуры (деловая идеология) следует рассматривать как единую объединяющую систему, которая может обеспечить организации возможность работать в условиях современного рынка, с учетом рисков.
Сдерживают применение системного менеджмента также следующие причины:
– работа по продвижению и улучшению системного менеджмента не планируется в перспективных документах развития компаний многих министерств и ведомств;
– прекратилось издание профильного журнала «Новости Госстандарта»;
– работники местных органов самоуправления, министерств и большинства производственных, образовательных и хозяйственных структур зачастую не организовывают соответствующее обучение персонала опыту применения системного менеджмента, не участвуют в научно-практических конференциях по тематике, которые чаще всего проводятся на безвозмездной основе, а спикерами выступают известные специалисты из европейских и азиатских стран. В качестве примера ответственного отношения к указанным мероприятиям можно привести выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в сентябре прошлого года на четвертой Китайской конференции по качеству, который отметил, что «страна вступает в стадию высококачественного развития». Он призвал осуществить переход от «сделано в Китае» к «создано в Китае», от «скорости Китая» к «качеству Китая» и от «китайских товаров» к «китайским брендам».
Особо следует отметить, что не улучшилось положение дел в подготовке кадров, особенно в университетах. Чаще всего выпускники разных специальностей не знают, что такое международный стандарт ISO 9001-2015 и зачем он нужен в организациях даже в университетах, в которых имеется сертификат соответствия.
В чем причины создавшегося положения?
– Непонимание высшим руководством разнотипных организаций важности внедрения и применения новой культуры управления на основе применения правил системного менеджмента – ISO 9001. Кстати, чтобы началось «зарождение понимания», надо для начала хорошо самому знать международный стандарт – ISO 9001.
– Слабая подготовка студентов вузов в области системного менеджмента, в том числе применения на практике ISO 9001 и других инструментов менеджмента. Встречаются факты, когда профессорско-преподавательский состав не владеет основами системного менеджмента, хотя не только преподает предметы, связанные с этим направлением, но и руководит магистерскими диссертациями на тему развития качества управления («феномен обучения»).
– В образовательных учреждениях крайне мало грамотных преподавателей в области системного менеджмента, хорошо владеющих современной теорией и практикой применения проверенных инструментов управления организацией, в том числе ISO 9001.
– В организациях, в которых не функционирует системный менеджмент, как правило, работают руководители безынициативные, не заинтересованные в освоении новых прогрессивных методов управления и говорить с ними о многоуровневом развитии системного менеджмента в организациях не приходится.
В этой связи для исправления сложившейся ситуации, целесообразно запланировать ряд мероприятий, в том числе:
– актуализировать законодательную и нормативно-правовую базу РК, способную изменить отношение к системному менеджменту у высшего руководства всех субъектов нашей экономики. Ведь как подчеркивал Г. П. Воронин, «обществу нужно прививать нравственную составляющую понятия «качества», внутреннюю потребность в нем. Нравственный человек просто не способен делать брак», а также наносить непоправимый экологический ущерб окружающей среде (бездумно вырубать вековые ели, добывать варварским способом полезные ископаемые и др.). «Можно также предположить, что качество – один из важных факторов, который может помочь организациям «не допустить или снизить затраты, риски и урон от причастности к взяточничеству, способствовать доверию в деловых взаимоотношениях и улучшать ее репутацию»;
– поставить цель на увеличение числа организаций, которые могут принять решение о переходе на управление предприятием по правилам системного менеджмента до 50-80%. Важна не сама процедура сертификации, а умение работать в рамках ISO 9001 с учетом требований бизнес-среды. Для получение высоких результатов можно поставить цель, чтобы все участники, независимо от сферы деятельности, знали и умели применять правила системного менеджмента (особенно в рамках своих компетенций) не только на производстве, но и в своей жизни;
– улучшить качество учебных программ, что должно помочь студентам овладеть навыком «научиться учиться» с помощью правил системного менеджмента; брать на себя ответственность за сотрудничество с преподавателем с целью получить соответствующие знания и компетенции по программе подготовки специалиста, востребованного на рынке труда;
– возобновить издание журнала, в котором разносторонне рассматривались бы вопросы экономики, инноваций, подготовки кадров, многоуровневого развития организаций, производственной культуры, деловой идеологии и др.; обязать чиновников участвовать в работе издания этого журнала путем написания актуальных статей по вышеуказанной тематике (интерес к журналу может повысить включение его в Перечень изданий, рекомендуемых Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки).
В заключение отмечу, что если какие-то части статьи станут побуждающим фактором в изменении существующего положения, то можно будет считать, что цель достигнута. Здесь уместно привести слова, отражающие жизненный опыт Курта Воннегута: «Господи, дай мне душевный покой принимать то, что я не могу изменить, мужество – изменять то, что могу, и мудрость – всегда отличать одно от другого».
При всем при этом надо понимать, что никакие системные стандарты, никакие методики и даже консультанты и коучи не помогут, пока Вы сами не начнете по-новому мыслить, работать и откажетесь от практики передавать ответственность за свое благополучие кому-либо.
Надо помнить, что время дается для того, чтобы мы жили с интересом и плодотворно, поэтому надо постоянно учиться, работать и думать системно, оставаясь в тренде необходимых улучшений, диктуемых бизнес-средой.