Архив
Олег Марцынковский,
к.т.н., 1-й зам. генерального
директора Ассоциации по
сертификации «Русский Регистр»
Дмитрий Марцынковский,
к.э.н., сертифицированный ведущий аудитор
и ведущий менеджер проектов
(Продолжение. Начало материала читайте в № 5 (69).
Расходы, связанные с оплатой услуг консультационно-методических услуг со стороны внешних организаций, специализирующихся на внедрении систем менеджмента, определяются по формуле (3):
R2 = R21 + R22 (3), где
R21 – расходы на оплату услуг консалтинговой организации в соответствии с понесенными ей трудозатратами;
R22 – компенсация командировочных затрат, понесенных консалтинговой организацией в ходе командирования ее специалистов на предприятие. В рамках настоящего исследования принималось, что предприятие и консалтинговая организация находится в пределах одного населенного пункта (города), следовательно, величина R22 принимается равной нулю.
В настоящее время большинство профессиональных консалтинговых организаций заключают со своими клиентами контракты с фиксированной ценой, которая учитывает все трудозатраты и издержки исполнителя (консалтинговой организации). Как правило, стоимость таких услуг определяется по формуле (4):
R21 = Р х D (4), где
P – ставка человеко-дня консультанта. На основании производственного опыта ведущих профессиональных консультантов в рамках настоящего исследования принимались следующие величины ставки человеко-дня консультанта (с учетом всех расходов и налогов):
— Для локальных систем менеджмента (Вариант 1) P = 6000 рублей;
— Для интегрированной системы менеджмента (Вариант 2) P = 8000 рублей.
Ставка человеко-дня консультанта по интегрированной системе менеджмента выше аналогичной ставки консультанта по локальной системе менеджмента. Данное обстоятельство обусловлено тем, что консультант по ИСМ должен обладать гораздо более глубокими и предметным знаниями и компетентностью, нежели консультант по локальной системе менеджмента.
D – трудозатраты консультантов на всех этапах консалтинговой стадии жизненного цикла проекта в соответствии с таблицей 3. Данные трудозатраты определяются на основании нормативов, представленных в [7,8,10] и с учетом специфики предприятия (таблица 1). В таблицах 5-7 представлены расчетные данные по трудозатратам и стоимости услуг в соответствии с этапами жизненного цикла проекта по разработке, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента.
Обобщив полученные результаты, получим следующие расчетные данные по трудозатратам и стоимости консультационных услуг проекта по разработке, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента (таблица 8).
Расходы R3, связанные с оплатой услуг по сертификации систем менеджмента, определяются по формуле (5):
R3 = R31 + R32 (3), где
R31 – расходы на оплату услуг Органа по сертификации в соответствии с понесенными им трудозатратами;
R32 – компенсация командировочных затрат, понесенных Органом по сертификации в ходе командирования его специалистов на предприятие для проведения аудита систем менеджмента на месте. В рамках настоящего исследования принимается, что предприятие и Орган по сертификации (или его представительство) находится в пределах одного населенного пункта (города), следовательно, величина R32 принимается равной нулю.
В настоящее время большинство Органов по сертификации заключают со своими клиентами контракты с фиксированной ценой, которая учитывает все трудозатраты и издержки исполнителя (консалтинговой организации). Как правило, стоимость таких услуг определяется по формуле (4):
R31 = Р х D (4), где
P – ставка человеко-дня аудитора Органа по сертификации. На основании действующих нормативов Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» [5,11] в рамках настоящего исследования принимаются следующие величины ставки человеко-дня аудитора (с учетом всех расходов и налогов):
— Для системы менеджмента качества PСМК = 16 000 рублей.
— Для системы экологического менеджмента PСЭМ = 20 000 рублей.
— Для системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда PСМПБОТ = 20 000 рублей.
D – трудозатраты аудиторов в ходе сертификационного аудита. Данные трудозатраты определяются с учетом специфики предприятия (таблица 1) на основании требований, предъявляемых к Органам по сертификации [9] и внутренних нормативных требований Органа по сертификации, представленных в [5].
Так, например, продолжительность сертификационного аудита для одной локальной системы менеджмента определяется по формуле (5):
D = Di + 1 (5), где
1 – дополнительный человеко-день, который необходим для планирования аудита и последующей подготовки отчетных документов по проведенной проверке;
Di – продолжительность аудита на площадке организации для локальной системы менеджмента в зависимости от эффективной численности персонала, человеко-дни.
Эффективная численность персонала состоит из постоянного персонала, охваченного областью сертификации, включая персонал, работающий посменно. В их число входят также непостоянные работники (сезонные, временные и нанятые по контракту) и работники с частичной занятостью, которые будут присутствовать во время аудита. С учетом специфики предприятия (таблица 1) эффективная численность персонала рассчитывается по формуле (6):
Nэф = Nобщ – Nодн+ √Nодн (6), где
Nобщ — общее количество персонала, работающего на предприятии;
Nодн – количество персонала, выполняющего однотипные функции.
Таким образом, в рамках нашего исследования:
Nэф = 500 – 100+ √100 = 410 человек.
Продолжительность аудита на площадке организации для сертификации системы менеджмента качества на соответствие МС ISO 9001:2008 определяется по таблице 9 [5].
Продолжительность аудита на площадке организации для сертификации системы экологического менеджмента на соответствие МС ISO14001:2004 / системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда на соответствие OHSAS 18001:2007 определяется по таблице 10 [5].
В рамках исследования с учетом специфики предприятия (таблица 1) и на основании требований к продолжительности проведения сертификационных аудитов принималось, что для программы сертификации системы экологического менеджмента на соответствие МС ISO14001:2004 предприятию присущ средний уровень риска, а для программы сертификации системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда на соответствие OHSAS 18001:2007 — высокий уровень риска.
В свою очередь, продолжительность проведения сертификационной проверки интегрированной системы менеджмента определяется по формуле (7):
Dims = DСМПБОТ + (DСЭМ + DСМК) хQ (7), где
Dims — суммарная продолжительность сертификационной проверки интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007:
DСМК – продолжительность сертификационной проверки системы менеджмента качества, определяемая по формуле (5) на основании данных, представленных в таблице 9. Для целей расчета суммарной продолжительности интегрированной системы менеджмента в качества базовой была принята продолжительность сертификационной проверки СМК.
DСЭМ – продолжительность сертификационной проверки системы экологического менеджмента, определяемая по формуле (5) на основании данных, представленных в таблице 10 с учетом средней степени риска.
DСМПБОТ – продолжительность сертификационной проверки системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда, определяемая по формуле (5) на основании данных, представленных в таблице 10 с учетом высокой степени риска.
Q – коэффициент степени интеграции систем менеджмента. В рамках нашего исследования, учитывая высокую степень интеграции систем менеджмента в варианте 2, на основании нормативных данных Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» [5] мы принимаем значение Q равным 0,75.
В таблице 11 представлены расчетные данные трудозатрат и стоимости сертификационных услуг для варианта 1 (сертификация локальных систем менеджмента) и варианта 2 (сертификация интегрированной системы менеджмента).
Примечание:
Продолжительность Dims сертификационной проверки интегрированной системы менеджмента (с учетом времени, необходимого для планирования аудита и составления отчетности по его результатам) составляет 32 человеко-дня, из которых:
— DСМК = 11 человеко-дней.
— DСЭМ = 9 человеко-дней.
— DCМПБОТ = 12 человеко-дней.
Обобщая полученные данные, получим следующие консолидированные данные по оценке экономического эффекта от внедрения и сертификации интегрированной системы менеджмента (вариант 2) по сравнению с внедрением и сертификацией локальных систем менеджмента (вариант 1).
Выводы по результатам проведенного исследования и расчета экономической эффективности от внедрения и сертификации ИСМ по сравнению с внедрением и сертификацией локальных систем менеджмента:
1. Количество сотрудников, непосредственно занятых в проекте, в варианте 2 (Внедрение интегрированной системы менеджмента) сокращается на две штатные единицы с одновременным уменьшением времени реализации проекта на 16 месяцев (50 %) по сравнению с вариантом 1 (последовательное внедрение локальных систем менеджмента с низкой степенью интеграции), предусматривающим последовательное внедрение локальных систем менеджмента.
2. Экономия финансовых средств, затраченных на фонд заработной платы в варианте 2, составляет 23,53 % по сравнению с вариантом 1.
3. Количество документов, разрабатываемых в ходе проекта, в варианте 2 сокращается на 55 % по сравнению с вариантом 1, предусматривающим внедрение локальных систем менеджмента. Данное обстоятельство свидетельствует о снижении риска увеличения уровня бюрократии в интегрированных системах менеджмента.
4. Экономия финансовых средств, затраченных на оплату консультационных услуг, в варианте 2 составляет 15,52 % по сравнению с вариантом 1.
5. Продолжительность сертификационного аудита интегрированной системы менеджмента сокращена на 7 человеко-дней (17,9 %) по сравнению с продолжительностью сертификационного аудита по трем локальным системам менеджмента.
6. Экономия финансовых средств, затраченных на оплату сертификационных услуг, в варианте 2 составляет 19,02 % по сравнению с вариантом 1.
7. Суммарная экономия финансовых средств, затраченных на разработку, внедрение и сертификацию интегрированной системы менеджмента (Вариант № 2) по сравнению с разработкой, внедрением и сертификацией трех локальных систем менеджмента (Вариант 1) составила 1 331 600 рублей или 21,48 %.
Полученная оценка позволяет утверждать о безусловном экономическом эффекте от интеграции систем менеджмента, и может быть использована в качестве весомого аргумента для принятия решений в пользу внедрения интегрированной системы менеджмента.