Фармпроизводители: совершенствование механизмов поставок

Развитие отечественной фармацевтической индустрии – исполнение поручений Главы государства об увеличении доли казахстанской продукции в области здравоохранения.
Также фармацевтическая отрасль является весомым элементом национальной безопасности.
Однако на данный момент существует много проблем с реализаций качественной продукции предприятий фармацевтической отрасли Алматы, которые негативно сказываются на качестве деятельности лечебных учреждений южной столицы, а также на пополнении городского бюджета и организации рабочих мест.
Решение данных вопросов требует участия акима г. Алматы и депутатов маслихата.


Одна из главных проблем заключается в том, что потребности лечебных учреждений Алматы покрываются преимущественно за счет импорта. Причем импорта нередко некачественного, так как, согласно существующим правилам госзакупок, одним из критериев выбора поставщика товаров является их низкая цена.
В результате страдают как больные, так и отечественные производители качественной фармпродукции, делающие ставку на инновационное производство.
Для улучшения качества лечения алматинцев и усиления прозрачности проверок по использованию бюджетных средств лечебными учреждениями г. Алматы предлагаем внести следующие коррективы в действующие нормативные процедуры:
– Систематизировать государственный закуп медицинской продукции, приобретаемой за счет местного бюджета в рамках г. Алматы, через централизацию закупа на городском уровне по схеме: «заявка больниц – управление здравоохранения – местный производитель».
– Обеспечить полную прозрачность и доступность проведения электронного закупа через единый электронный портал Управления здравоохранения Алматы.
Фактически на практике наблюдается уменьшение объемов закупа через электронный портал.
Сегодня лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), минуя электронный портал, напрямую обращаются к «своим» поставщикам, тем самым лишая возможности местных производителей участвовать в закупе.
– Ввести статистический номенклатурный учет закупаемой продукции за бюджетные средства с последующим проведением анализа объема, цены и качества.
– Для осуществления контроля за использованием бюджетных средств, выделенных для этих целей, необходимо усовершенствовать постоянный контроль за распространяемой и закупаемой медицинской продукцией на территории города. Контроль проводить с обязательным участием представителей таких уполномоченных органов, как Управление здравоохранения, Комитет фармации, Комитет контроля качества оказания медуслуг, Общество защиты прав потребителей, НПП г. Алматы.
– Для дальнейшего совершенствования взаимовыгодной деятельности фармрынка и принятия скоординированных мер предлагаем ввести практику регулярного проведения круглых столов, деловых встреч в форме свободной дискуссии под руководством акимата города.
– В целях борьбы с коррупцией искоренить неэтичное ведение бизнеса всеми участниками фармацевтического рынка.
Просим содействия Акимата г. Алматы в приобретении и использовании ЛПУ г. Алматы продукции местных фармпроизводителей. Тем более что в мире такая практика широко используется. Например, в Германии действует закон, по которому первой рекомендацией провизора и врача является «генерик» германского производства.
Мы, производители, предлагаем первой рекомендацией провозгласить: «Алматинское для алматинцев. Отечественное для казахстанцев».
Усовершенствованная практика позволит не только активнее пополнять местный бюджет, но и существенно поддержать производителей фармпродукции г. Алматы.

Б.Д. Баккулова, директор
ТОО Juldyz Kenan Co.,Ltd
М.М. Кожакеев, генеральный директор ТОО Birunifarm
и другие