Патриотизм в моде

Патриотизм в моде
Жулдыз Хуспанова,
директор ИП «Zhuldyz»

Среди обладателей специальной премии за достижения в области предпринимательства «Іскер-2018» есть представитель Западно-Казахстанской области – ИП «Zhuldyz» Дом моды «Мария-ханым». Это не первая награда компании, которая уже на протяжении почти 20 лет занимается возрождением и продвижением национальных традиций. Предприятие сделало значительный вклад в то, чтобы национальный казахский колорит стал модным трендом, востребованным не только в стране, но и за ее пределами.

Семейный бизнес, выросший из небольшого ателье, открытого в конце 90-х годов, сегодня представляет собой Дом моды со звучным названием «Мария-ханым», который предлагает целый ряд услуг. Это пошив на заказ, продажа и предоставление в аренду национальной стилизованной одежды и аксессуаров, а также организация fashion-дефиле собственных эксклюзивных коллекций.
Дом моды «Мария-ханым» – участник многих конкурсов и выставок регионального и республиканского масштабов, неоднократный дипломант конкурса «Алтын сапа» и «Лучшие товары Казахстана». Свои изделия на экспорт Дом моды поставляет с 2003 года, когда после участия в ряде российских выставок коллекциями одежды с национальным колоритом заинтересовались зарубежные бизнесмены. В 2004 году, на 5-м Международном конкурсе высокой моды наци-
онального костюма, проходившем в Москве, представленная коллекция получила специальный приз и диплом от Лиги народов России – «За осовременивание традиционного национального костюма».
Примечательна и личность молодого руководителя Дома моды – Жулдыз Казиевны Хуспановой. Она имеет два высших образования, является председателем Совета деловых женщин при Палате предпринимателей «Атамекен» ЗКО, директором-учредителем интерьер дизайн-студии ТОО «Vintage3D-studio», председателем ОО «Совет предпринимателей Приуралья», руководителем модельной студии Zhuldyz.pro, организатором «Мисс Уральск», регионального отборочного тура национального конкурса красоты «Мисс Казахстан». Главная же ее должность – это мама четверых детей, двоих дочерей и двоих сыновей.

– Жулдыз Казиевна, поделитесь с нами секретом, как стать успешной одновременно и в бизнесе, и в общественной деятельности, и в личной жизни.
– Я считаю (это мое сугубо личное мнение), что женщине в первую очередь нужно реализоваться в семейной жизни, выйти замуж, родить и воспитать детей. Конечно, семейный быт требует больших вложений душевных сил, работы над отношениями, характером, практическими навыками, и это очень важная миссия женщины. Никто не в состоянии заменить ее в этом. Часто женщине легче уйти с головой в работу или бизнес, чем выстраивать правильные взаимоотношения с близкими, заниматься воспитанием детей и бытом. Ведь семейные трудности воспринимаются ближе к сердцу, а значит, болезненней. Затем, если дома все хорошо, дети подрастают, быт налажен, есть взаимное уважение и поддержка, избыток энергии она может пустить на творчество или хобби, которое перерастает в деловую активность. Так как женщины по своей природе более усидчивы и прилежны в обучении, то и в бизнесе быстро достигают успеха. Со временем наступает момент, когда круг ее интересов расширяется до масштабов города, области, страны и далее. Это уже общественная деятельность. Кому как не нам думать о будущем наших детей, в каком обществе они будут жить?

– У вас не одно высшее образование, получение финансового – это была суровая необходимость?
– Я всегда серьезно отношусь к любому делу. После окончания СХИ я вышла замуж, и муж предложил поработать в семейном ателье. Для меня это был шанс окунуться в сферу модной индустрии. Я прекрасно понимала, что все модельные показы – это яркая верхушка айсберга, последний этап тяжелой работы большой группы профессионалов самых разных специальностей. Поэтому для себя сразу решила, что если хочу нести в мир прекрасное, то должна изучить весь процесс. Работала заведующей складом, кассиром, заведующей производством, кроила, участвовала в разработке новых моделей, затем освоила основы бухгалтерии, кстати, тогда и решила получить второе, уже финансовое образование, впоследствии стала главным бухгалтером, затем директором. Кроме того, мы постоянно проводили разные показы, выставки, презентации. И я с удовольствием бралась за организацию таких мероприятий. Искала девушек подходящей внешности, сама обучала их модельному мастерству, так как в детстве окончила балетную школу, имела опыт участия и победы в конкурсах красоты. Со временем возникла необходимость сделать такие показы регулярными. В результате появилась своя школа моделей. Параллельно развивались и швейные направления, стали шить детские национальные костюмы, освоили выпуск форменной одежды, занялись интерьером помещений и так далее.
Огромную роль в моем становлении в бизнесе сыграл мой муж Айвар и его мама – Мария Раиповна. Она при поддержке сына Айвара и дочери Галины основала ЧП «Салон «Мария» еще во времена перестройки. В 2003 году заняла первое место в республиканском конкурсе в номинации «Прекрасная половина предпринимательства». Она и сестра мужа Галина Владимировна – один из ведущих наших дизайнеров – буквально за руку ввели меня в этот бизнес. Вместе с другими профессионалами своего дела они дали мне путевку в индустрию красоты и моды. Мы до сих пор работаем вместе. Супруг отдельно от семейного дела по пошиву национальной одежды начал свое чисто мужское дело. Осуществилась его мечта по производству сверхпроходимой самоходной техники, такой как аэроботы, гусеничные платформы, вездеходы на шинах низкого давления. Я, как жена, уже разбираюсь в таких далеких для меня технических терминах! (Смеется)

– А почему ваш Дом моды сделал ставку именно на национальный колорит? Ведь молодежь предпочитает американскую и европейскую моду, разве не выгодней удовлетворять спрос, чем пытаться внедрить свое направление?
– Насчет выгоды, наверное, это все-таки спорный вопрос. Что касается молодежи и европейской моды, то кому-то надо прививать молодым казахстанцам любовь к своим корням и воспитывать чувство гордости за свою страну. Нельзя развивать чувство патриотизма насильно. Например, завтра издать закон, предписывающий носить только национальную одежду.
Учитывая, что молодежи присуще не принимать все, что навязывается насильно, вряд ли это даст какой-то результат. Мы же, выпуская коллекции стилизованной одежды, стараемся применять новые технологии, что делает их удобными и современными.
Использование таких древних приемов, как украшение одежды национальным орнаментом в различных техниках, восхищает, вызывает гордость, заинтересовывает глубже окунуться в историю нашего народа. Ведь язык казахского орнамента существует многие века. Это еще раз свидетельствует о том, насколько наши предки были мудры и к тому же наделены хорошим вкусом. Прежде чем создать то или иное изделие наши дизайнеры изучают глубинный смысл, стараются передать гармонию и ритм, которые есть изгибах, поворотах и переливах красок национального орнамента. Черпают необходимое для творчества вдохновение из истории, культуры и музыки родного народа и края. Например, коллекция костюмов девушек-воинов «Үркер» родилась из казахской мифологии.
Сейчас национальные элементы в тренде как в повседневных, так и в вечерних нарядах. И спрос на такую одежду растет из года в год. Подчеркивая свою индивидуальность, мы тем самым отдаем дань уважения традициям и обычаям казахского народа.

– Судя по многочисленным наградам как самого Дома моды, так и вашим личным, в бизнесе вы состоялись. Зачем вам пост председателя Совета деловых женщин ЗКО? Это шаг к статусу женщины-политика?
– Вот о политике мыслей вообще нет. Совет деловых женщин – это скорее инструмент для решения проблем общества, которые я вижу. Смотрите, на сегодняшний день, согласно официальной статистике, 50% субъектов малого и среднего бизнеса страны возглавляют именно женщины. Почти 40% от общего количества предпринимателей, получивших государственную поддержку в рамках всех программ фонда «Даму», это женщины. Опять же, по данным фонда «Даму», больше половины участников всех программ по обучению – женщины. Доля их на государственной службе приблизилась к 60%. В системе образования и здравоохранения давно превалирует женский пол. 77% откликнувшихся на призыв «С дипломом – в село!» также за женщинами.
С одной стороны, это прекрасно и полностью отвечает гендерной политике государства. Но есть и обратная сторона медали – сейчас женщины работают наравне с мужчинами, строят карьеру, бизнес, но само общество стало испытывать дефицит женской опеки.
Женщинам очень сложно совмещать карьеру, бизнес и семью. Отсюда многие проблемы, в том числе подростковая преступность, ранние браки и многочисленные разводы. Для нашего Совета приоритетным направлением является именно поддержка семьи, защита материнства и детства.
Мы работаем над реализацией социально значимых проектов, начиная от проведения благотворительных мероприятий и заканчивая реальной помощью детским учебным и лечебным учреждениям.
Мы не говорим, что женщина обязана заниматься только семьей, мы говорим, что необходимо создать такие условия, чтобы работающая женщина была спокойна за своих детей. Чтобы она знала, что в детском саду ее ребенок под присмотром действительно хороших специалистов, что в школе он не просто отсиживает свои часы, а действительно получает знания, что ее дети в свободное время не болтаются на улице, а занимаются спортом или развлекаются в творческих, развивающих студиях и кружках. Ну и, конечно, Совет занимается деловыми вопросами – дает женщинам-предпринимателям необходимые консультации, обеспечивает информацией о различных мерах господдержки, объединяет для создания поддерживающей среды, ведь мужчинам практически невозможно понять женщину, тем более бизнес-леди. Совет также налаживает сотрудничество с другими организациями. За два года своей деятельности мы постепенно заслужили определенное уважение и известность.

Своей миссией Жулдыз Казиевна Хуспанова считает воспитание патриотизма в детях и молодежи. Для этих целей в ее Доме моды создаются коллекции стилизованной одежды.
Современная в своей основе – то, что привлекает молодежь, одежда поражает красотой национального колорита. Это могут быть как повседневные наряды из коллекции ее нового бренда Zhu-zhu, так и подиумные шедевры высокой моды национального костюма, создаваемые под брендом «Мария-ханым». Одежда и аксессуары постоянно демонстрируются на различных мероприятиях в ЗКО, РК, РФ, а также в странах зарубежья, таких как ОАЭ, Турция, Франция и других, тем самым поднимая престиж казахской национальной культуры и привлекая внимание к ее изучению.
Созданная Жулдыз Хуспановой школа моделей Zhuldyz.pro проводит обучение и культурно-массовые мероприятия в духе национальных традиций, приучая и приобщая к этому казахстанцев с малых лет, не навязывая скучное и неинтересное им, а зажигая через восторг любовь к родине. Ведь дети – это будущее. Их воспитание – приоритет номер один, а взращивание в детях патриотизма – это залог процветания страны в будущем!