Привлечение внимания к проблемам качества

Всемирный день качества — ежегодное мероприятие, проводимое в большинстве стран мира во второй четверг ноября каждого года. Инициатором учреждения этого Дня является Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН).

Всемирный день качества был утвержден в 1990 году. А спустя шесть лет Европейская организация качества объявила неделю, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг, Европейской неделей качества. Целью Всемирного дня качества является повышение значения высокого качества продукции и услуг, а также активизация той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблемам качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей. Конечно, требования норм, касающихся безопасности, остались обязательными, но на первое место вышли требования потребителя.
Сегодня рынок потребителя — это объективная реальность, с которой следует считаться каждому производителю, каждой фирме, оказывающей услуги. Разумеется, не все требования потребителя можно выполнить, так как зачастую это или слишком дорого, или технически нереально. Однако попытаться сделать это в максимальной степени, осознав, что развитие фирмы возможно только по пути все большего удовлетворения потребителей — обязанность каждого предпринимателя. Фирма существует и развивается только до тех пор, пока существуют ее потребители. Поскольку выбор у потребителей, как правило, есть, они долго не задержатся там, где на них не обращают внимания.
Одной из предпосылок повышения конкурентоспособности продукции, производимой в Казахстане, является участие предприятий в ежегодных конкурсах в области качества. Так, в июле состоялся региональный конкурс-выставка "Лучший товар Казахстана-2017". В мероприятии приняли участие 40 предприятий и индивидуальных предпринимателей СКО. В номинации "Лучшие продовольственные товары" победителями стали ТОО "ViZaVi Company", ИП "Пилипушко", ТОО "Казмолторг". В номинации "Лучшие товары для населения" призовые места распределили ТОО "Soltustik Rubber Recycling", ТОО "Петропавловский водочный завод БН", ИП "Левин В. Д.". В номинации "Лучшие товары производственного назначения" — ТОО "Севермонтажавтоматика", АО "Завод им. С. М. Кирова", ТОО "ЗМО".
"Лучший товар Казахстана" — не единственный отечественный конкурс качества. Кроме него на республиканском уровне среди предприятий, разработавших и внедривших СМК на соответствие международным стандартам серии ISO, проводится конкурс на соискание Премии Президента Республики Казахстан "Алтын сапа", учрежденный Указом Президента РК от 9 октября 2006 года № 194. Его цель — построение новой экономики Казахстана, развитие собственного производства и непрерывное повышение качества товаров и услуг. Конкурс проводится по модели, которая учитывает тенденции развития современного менеджмента и гармонизирована с моделью Европейской премии по качеству. Главным критерием отбора участников является внедрение передовых технологий и переход на международные стандарты качества.
Церемония награждения "Алтын сапа" за достижения в области качества — ключевое событие года. Премию вручает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, что говорит о большой значимости этого конкурса для страны. Ежегодно претендентами на соискание премии "Алтын сапа" становится около 20 предприятий от Северо-Казахстанской области. В этом году пять предприятий от нашей области претендуют на главную награду в конкурсе качества "Алтын сапа": ТОО "Авагро", АО "Завод им. С. М. Кирова", ТОО "Фирма Алекри", КГКП "Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж", ТОО "Тайыншаалтынтау-НЧ".
Удовлетворение растущих потребностей потребителей через системное улучшение качества — основа экологического роста субъекта предпринимательства, ведь в современных условиях качество является ключом к успеху в деятельности любого предприятия, любой отрасли и, конечно, каждой страны. Желаем победы всем, кто будет принимать участие в республиканских конкурсах в области качества и достойно представлять в столице нашу область.

Алина Белогонова, главный специалист ДКТРМ
МИР РК по СКО, государственный инспектор
по государственному контролю