Качество топлива в Едином экономическом пространстве

С. Коваленко,
государственный инспектор департамента
Комитета технического регулирования
и метрологии по г. Астане МИР РК


Наибольшие загрязнения атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное и реактивное топливо, мазут, уголь, природный газ и другое). Как известно, основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания и тепловые электрические станции.

Кроме того, загрязнение атмосферы происходит от газотурбинных двигательных установок и ракетных двигателей. При сгорании топлива в двигателях внутреннего сгорания выделяются тяжелые металлы и токсичные примеси, чрезвычайно вредные свинцовые соединения, вызывающие тяжелейшие заболевания и наносящие вред окружающей среде. Снизить вредность автомобильных и других выбросов можно путем повышения качества топлива.
С 31 декабря 2012 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826. Этим регламентом были утверждены обязательные требования к экологической безопасности различных типов топлива, выпускаемого в обращение на территории ТС. Техническим регламентом введены экологические классы бензина – 2, 3, 4, 5 (соответствующие «Евро 2, 3, 4, 5») и установлено предельно допустимое содержание вредных для окружающей среды и человека химических веществ. Кроме того, в соответствии с техническим регламентом любые виды бензинов и дизельного топлива не должны содержать металлсодержащие присадки. Предполагается также полное отсутствие в бензинах метанола, а доля этанола в бензинах с октановым числом 95 не должна превышать 5 процентов. Есть и иные новшества. Все бензины и дизельное топливо могут содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки. Таким образом, можно будет отличать настоящее топливо от фальсификата. Бензины могут содержать также моющие присадки, не ухудшающие их показатели и свойства.
Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности. Также в технический регламент внесли требования к продавцу по информированию покупателя о том, чем он торгует. Продавец должен указать место, где это топливо произведено, а также дату его изготовления. Помимо марки топлива обязательно должно быть указано, по каким требованиям оно сделано (ГОСТ, ТУ). Если этой информации нет, заправку можно штрафовать. Так что автовладелец, перед тем как заливать в бак топливо, сможет ознакомиться с документацией на бензин. И если вдруг автомобилю «не понравится» залитый в него продукт нефтепереработки, то у водителя возникает формальный повод жаловаться именно на хозяина бензоколонки. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
Указанный технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении топливо на территории Таможенного союза. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории ТС, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
Для желающих более подробно ознакомиться с данным Техническим регламентом ТС рекомендуем посетить сайт ЕЭК или обратиться в департаменты КТРМ МИР РК.