Дуальное обучение. Опыт. Проблемы. Перспективы

В ближайшие 2–3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования. В перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования.
Послание Президента РК Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее»


Под дуальной системой образования понимают систему, когда образование молодых людей по признанной профессии происходит в двух организациях, то есть два учреждения участвуют в образовании. С одной стороны это профессиональная школа, а с другой – обучающее предприятие. Оба учреждения являются по отношению друг к другу независимыми партнерами.
Практическая (производственная) часть составляет примерно две трети времени обучения, а школьная (профессионально-теоретическая) часть – примерно одну треть времени обучения.

У НИХ …
Эта система практикуется в Германии, в Австрии и в Швейцарии.
Дуальное обучение в ФРГ введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс., причем более половины характеризуются как мелкие и средние. Прежде всего это означает, что частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля.
Прогноз потребностей в рабочей силе фирмы составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора вуза или ссуза, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение.
Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. В роли преподавателей на производстве выступают сотрудники компании (инструкторы-наставники).
Программа обычно рассчитана на 2,5–3 года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, профшколы и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.
В период учебы будущим работникам выплачивается хорошее денежное вознаграждение (стипендия).
Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон – предприятий, работников, государства.
Для предприятия дуальное образование – это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям. В свою очередь такой подход мотивирует молодых людей учиться.
При этом за предприятием остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.
Для молодых людей Германии дуальное обучение – это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, получить работу.
В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в которую обходится государству содержание вузов.
Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессиональных школ. Главная функция государства – координация и обеспечение законодательной базы.

У НАС…
В Казахстане начался процесс поэтапного внедрения дуальной подготовки кадров. На настоящий момент по инициативе Палаты предпринимателей города Алматы заключено 44 договора на дуальное обучение. Договор заключается между предприятием, учебным заведением, ПП г. Алматы и Управлением образования г. Алматы.
Отдельно хочется отметить пример эффективного сотрудничества между ТОО «Алматыэнергосервис». Представители завода участвуют в составлении экспериментальных учебных планов, проводят практическое обучение на предприятии, берут на себя все необходимые затраты – амортизацию оборудования, расход материалов, обеспечение спецодеждой и питанием. До зачисления в колледж с каждым из обучающихся и с его родителями подписывается договор на весь период обучения с гарантией последующего трудоустройства.
Среди предприятий лидирующие позиции по внутрикорпоративной подготовке занимает АО «Казахтелеком». Всего за 2013 год по АО «Казахтелеком» повысили квалификацию 13 509 работников (46,1% от общей численности).
Несмотря на отдельные положительные примеры, нельзя не признать, что существуют серьезные проблемы, препятствующие внедрению дуальной подготовки кадров в общенациональном масштабе.
Перечислим наиболее важные:
Отсутствие соответствующего законодательства и нормативно-правовой базы.
Жесткие инструкции и образовательные стандарты (учебные планы и программы, классификатор).
Эксперимент по внедрению дуальной технологии обучения не подкреплен необходимым нормативно-правовым обеспечением.
Главное, что тормозит развитие дуального обучения, конечно, инвестиции. Отечественные предприниматели в большинстве не готовы вкладывать средства в подготовку кадров. Им сложно делать долгосрочные прогнозы. А у многих просто нет денег, чтобы вложиться в образование.
А законодательство РК не предусматривает налоговых преференций бизнесу за участие в подготовке кадров.
О данных проблемах, а также путях их решения шла речь на городском форуме «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров», который прошел в г. Алматы 12 ноября 2014 года.
Вера Цзин, начальник отдела анализа и содействия в сфере ТиПО Палаты предпринимателей г. Алматы, выступила с докладом, ознакомив присутствующих с задачами, которые необходимо решить социальным партнерам для эффективного внедрения дуальной технологии обучения:
1. Создание законодательного, нормативно-правового обеспечения дуального обучения.
2. Создание Национальной модели дуального обучения.
3. Введение системы мотиваций предприятиям, участвующим в процессе дуального обучения и приоритетного бюджетного финансирования колледжей и учебных центров, активно внедряющих дуальную подготовку кадров.
4. Создание института наставничества в рамках внедрения дуального обучения.
5. Создание эффективной системы профессиональной ориентации.
6. Создание инфраструктуры системы дуального обучения, в том числе через:
– развитие сети отраслевых учебно-методических кластеров подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации кадров;
– развитие сети учебных центров при крупных предприятиях;
– увеличение числа колледжей, работающих в режиме экспериментального внедрения технологии дуального обучения.
Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

Елена Панкратова,
эксперт первой категории отдела анализа
и содействия в сфере ТиПО
Палаты предпринимателей г. Алматы