Архив
Эти реальные цифры остро ставят вопрос утилизации отходов производства и потребления во всем мире. Масштабы их накопления, в том числе в Казахстане, привели к появлению «второй геологии», поскольку большая часть отходов является ресурсосодержащими. Повторное использование ресурсов, содержащихся в отходах, позволяет снизить первичную потребность в сырье и материалах, зависимость от внешних рынков, а также экологическую нагрузку на население и окружающую среду.
Казахстан уже начал подготовку соответствующей нормативной базы по ресурсосбережению и использованию отходов и с 2007 по 2009 годы утверждено порядка 20 государственных стандартов в этой сфере. Однако, это пока только стандарты, регламентирующие общие положения по ресурсосбережению и требования к повторному использованию упаковки и ее отходов.
Отработанные масла и маслосодержащие отходы также представляют значительную опасность для природной среды в населенных пунктах, являясь потенциальным источником загрязнения почв, грунтов, грунтовых и поверхностных вод. По некоторым оценкам, слив отработанных масел в почву и водоемы превышает по объему аварийные сбросы и потери нефти при ее добыче, транспортировке и переработке. При этом, отработанные масла и маслосодержащие отходы являются ценным сырьем, которое можно и нужно вернуть в экономику страны. В связи с этим, большое значение имеет полное или частичное восстановление качества отработанных масел с целью их повторного использования. Отсутствие централизованной системы сбора и регенерации отработанных масел и маслосодержащих отходов вынуждает потребителя самостоятельно решать проблему их утилизации. Это приводит к усилению антропогенного воздействия на атмосферу, почву, водные ресурсы, увеличению выбросов парниковых газов.
Негативно влияет на ситуацию расширение парка автотранспорта, увеличение сети автозаправочных станций, моек автомобилей, станций технического обслуживания. Но основными источниками образования и накопления маслосодержащих отходов являются предприятия, имеющие в своем составе мазутные котельные, склады и хранилища горюче-смазочных материалов, автохозяйства, железнодорожные депо, ремонтные мастерские, станции технического обслуживания, автозаправочные станции и т.п. У многих организаций существует проблема утилизации промасленной ветоши. Большие количества сильнозагрязненных маслопродуктами почв и грунтов образуется при технологических проливах, технических авариях и разливах на нефтепроводах.
В Казахстане в настоящее время не существует организованной системы сбора и утилизации отработанных масел и маслосодержащих отходов, которая бы отвечала современным требованиям в области охраны окружающей среды. Эта проблема требует незамедлительного решения, так как накопление отходов наносит немалый ущерб экологическому состоянию среды и санитарному благополучию населения. Для создания эффективной системы утилизации маслосодержащих отходов, в первую очередь, необходима правильно функционирующая система раздельного сбора этих отходов. Она в значительной мере зависит от совершенствования правовой и нормативной базы в сфере обращения отходов. Анализ правовой и нормативной документации, регламентирующей правила в этой сфере, показал следующее:
— в принятом Экологическом Кодексе сделан первый большой шаг к регулированию отходов. В 2010 году Министерством охраны окружающей среды республики была инициирована разработка проекта технического регламента по безопасному обращению с коммунальными отходами. Технический регламент направлен на обеспечение требований безопасности при обращении с коммунальными отходами на всех стадиях жизненного цикла отходов: образование, сбор, хранение, транспортировка, захоронение. Данный документ должен стать ключевым в определении рисков для различных и наиболее опасных видов коммунальных отходов;
— на сегодня в Казахстане отсутствуют какие-либо нормативные документы, устанавливающие требования по сбору, переработке и утилизации отработанных масел и маслосодержащих отходов.
Центр «Содействие устойчивому развитию РК» по инициативе Объединения фирм «Вайзер Групп» разработал проект стандарта «Отходы. Масла отработанные и маслосодержащие отходы. Методы безопасного обращения». Он основывается на нормативном документе Германии «Распоряжение по старым маслам».
В данном проекте классификация масел соответствует существующей в государстве системе классификации, установленной действующим в Казахстане ГОСТ 21046–86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия».
Требования стандарта распространяются на отработанные масла, которые полностью или частично состоят из минеральных, синтетических или биогенных масел и маслосодержащие отходы. При этом, в сферу его распространения не входят отработанные масла, содержащие полихлорированные дифенилы и трифенилы, которые потенциально опасны для человека и окружающей среды, т.к. относятся к стойким органическим загрязнителям, а обращение с ними регулируется Стокгольмской и Базельской конвенциями, к которым присоединился и Казахстан. Соответственно отработанные масла, их содержащие, подлежат уничтожению.
Стандарт устанавливает единые требования для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, участвующих в процессах обращения отходов.
На сегодняшний день многие казахстанские компании уже сдают отработанные масла на утилизацию. Однако маслосодержащие отходы по-прежнему размещаются на полигонах отходов, что приводит к загрязнению поверхностных вод и выделению в атмосферу парниковых газов в результате биодеградации органических соединений. В проекте стандарта нет запрета на захоронение отработанных масел и маслосодержащих отходов, однако такое требование должно быть со временем введено.
Введение в РК данного стандарта в качестве государственного стандарта будет первым шагом к формированию централизованной системы сбора и регенерации отработанных масел, а также маслосодержащих отходов. Это будет способствовать развитию системы раздельного сбора отходов, что позволит увеличить долю вторичного сырья, передаваемого на переработку, сократить расходы предприятий на приобретение новых масел. Результатом принятия данного стандарта станет улучшение состояния окружающей среды, а также снижение выбросов в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект.
Душкина Ю.Н., КазЭУ им. Т.Рыскулова;
Мустафина В.В., Центр «Содействие устойчивому развитию РК»;
Демидова З.Н., Южный филиал
РГП «Казахстанский институт
стандартизации и сертификации»